МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Сегодня у нас самый вкусный день. Мы будем рассказывать что раньше ели, какие блюда готовили наши бабушки. И надеемся, что вы примите активное участие в нашей экспедиции и поделитесь своими любимыми рецептами!

В летние жаркие дни в нашей местности готовили ботвинью.
Ботвинья – это холодный суп.
Название "Ботвинья" произошло от слова "ботва - стебель и листья растений корнеплодов и клубнеплодов".
Корзникова Ангелина Николаевна 1962 г.р., родом из деревни Ермоловская Воскресенского с/с вспоминает: «Ботвинью ели все детство, как трава пойдет, так бабушка и начнет ботвинью готовить, да нас кормить…». Основа ботвиньи – дягиль.
⃣Сперва для ботвиньи нужно сделать из дягиля закваску: нарезать дудки, немного потолочь, добавить корку хлеба, немного воды и, накрыв крышкой, поставить на 3 дня в теплое место.
⃣Картофель (отваренный в мундире), яйца и редис нарезать кубиками.
⃣Зеленый лук мелко порезать и потолочь.
⃣Смешать все ингридиенты, добавить закваску из дягиля, залить квасом или водой, добавить соль, сметану по вкусу.
Приятного аппетита!
(Из исследовательской работы Самутичевой Карины, с. Воскресенское, 2018 г)

Зоя Ивановна Мартяшова вспоминает:
«Бабушка Агриппина Васильевна Кучерова 1878 г. р. и мама Александра Екимовна Кучерова 1905 г. р. вместе проживали в д. Батран. Основную пищу составляли молочные продукты, мясные продукты, овощи. Сеяли лён, рожь, ячмень, овёс. Картофеля сажали и ели много.
Зерно сушили и молотили в овинах, перерабатывали в муку на мельницах. Мельница была недалеко, в д. Жаворонково. Муку хранили в ларях.
✅Хлеб месили в квашне, пекли караваи. Также пекли пироги, оладьи, блины. Хранили в шкафчиках.
Варили щи и супы. Делали тюрю, квас.
✅Каши готовили из крупы. Овсяную кашу варили из своего овса. Каши отличались по густоте, были завары, размазня. Варили каши в глиняных горшках.
✅Наиболее употребляемые виды мяса: баранина, телятина. Тушили картошку с мясом или варили щи.
Скот кололи зимой, чтобы мясо не испортилось. Овец кололи круглый год. Около дома был ледник для мяса, там же хранились другие заготовки. Например, квашеная капуста могла храниться до августа.
✅Из рыбы ели щуку и окуня.
✅Популярные напитки: квас, чай, молоко.
✅Варили овсяные и ржаные кисели. Ржаной кисель делали также как и овсяный, но времени для его приготовления необходимо больше.
В пост не ели мяса, но иногда употребляли в пищу молочные продукты.
✅Наиболее популярные ягоды: малина, черника, клюква, брусника.
✅ Из грибов: подберёзовики, боровики, белые, рыжики, волнушки. Собирали летом и осенью.
✅Капусту делали пареную, квашеную, также хранили в свежем виде в подполе. Готовили щи. В праздники готовили то, что вкуснее и чего не делали в будни (ржаной кисель с суслом, пироги).
✅В Вознесеньев день готовили яичницу, ходили есть в ржаное поле, и в рожь бросали ложки через плечо.
✅На Благовещенье пекли птички.
(Из исследовательской работы Дарьи Околовой, д. Батран, 2008 год)

Елена Викторовна Цветкова., родилась в д. Большая Шорманга Батранского с/с Череповецкого района рассказала:
«Мой дедушка Василий Семёнович Петров 1911 г. р. и бабушка Елена Александровна Петрова 1915 г. р. родом из д. Б. Шорманга, но всю жизнь прожили в Новой Деревне (раньше Чучевячино или Чучевячево). Дедушка был сапожником, долго не вступал в колхоз, считался единоличником, семья сильно не бедствовала.
Но еда всегда была самая обычная. Мяса было мало, зимой ели зелёные (серые) щи с мясом, на лето мясо солили в бочках. Чаще на столе были блюда из овощей и каши.
🥄Одна из них – завара из ржаной муки. Делали её так: в печку ставили чугун, в котором была мука, залитая водой, немного соли. Когда упреет, ели, залив молоком, а если молока не было, то суслом. Сусло варили из проросшей пшеницы.
🥄Ели пареную брюкву, пареную свёклу. Очищенные овощи варили целиком в чугуне в печи, затем овощи доставали и резали на кусочки. Складывали в большое блюдо, заливали сулоем (этим словом в д. Б. Шорманга называют и соус, который получается, например, в салате из огурцов и помидор), то есть водой, в которой варились овощи. За столом все ели из одного блюда.
🥄Всё время сушили морковь, свёклу, брюкву, которые ребятишки ели вместо конфет.
🥄Во время войны семья голодала. В пищу шли травы: дудки варили вместо макарон, из розовой травы, которую называли «гречкой» (горец змеиный из семейства гречишных), варили кашу. Пекли лепёшки из крапивы, весной из мороженой картошки. Из льняного семени в колхозе давили масло, которое увозили, а колхозникам оставались остатки от обработки – головица, из которой можно было печь лепёшки, из жмыха делали жаренку (жарили жмых на сковородке). Любимым блюдом была тюря – похлёбка из хлеба, лука, воды и растительного масла, которую готовили, когда были хлеб и масло.
🥄На поминки всегда готовили кутью. Её варили в чугунке в печи из отборной пшеницы. В каждой семье всегда хранилось небольшое количество самой хорошей, самой крупной пшеницы на всякий случай. В кутью добавляли немного сахара. Обходили с кутьёй всю деревню, давали ложечку каждому жителю. На поминки варили пиво и самогон.

(Из исследовательской работы Дарьи Окольниковой, д.Батран, 2008 год)

В основе питания русского человека, бесспорно, лежит зерно.
У каждого хозяина зерно было своё, так как у каждого был свой надел земли, своя пашня, которую крестьянин сам обрабатывал, сам собирал урожай. Всё делалось вручную. Женщины жали серпами, околачивали зерно, сушили в специальных сараях – овинах, зерно хранили в амбарах, находившихся на большом расстоянии от дома. В случае пожара в деревни зерно не сгорит, и семья голодать не будет.
В амбаре стояли большие ёмкости для хранения зерна – лари.
В каждом доме имелся жёрнов для помола зерна. Но им пользовались редко, так как возле каждой деревни на берегу реки стояла мельница, где можно было за небольшую плату смолоть любое количество зерна. Муку хранили в ларях, в мешках, её очень берегли, поскольку хлеб пекли в каждом доме, он был основным продуктом питания.
✅Выпечка хлеба – сложный и торжественный обряд. У каждой хозяйки была квашёнка, в которой она замешивала тесто. Для этого от предыдущего теста оставляли кусочек закваски. С вечера, благословясь, женщина «заводила» квашню, то есть перемешивала воду, муку и закваску, покрывала квашню полотенцем и поднимала на печку, в тёплое место. Утром, как только тесто выходит, добавляла ещё муки, соли и долго-долго месила, до тех пор, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. Затем квашню накрывала полотенцем и снова ставила в тепло. Убедившись, что тесто подошло, хозяйка затопляла печь. Когда дрова прогорали, она разгребала угли вдоль стенок печи и подметала специальным веником под. Испеченный хлеб раскладывали на столе и опять закрывали полотенцем. Старожилы вспоминают, что нет ничего вкуснее свежего хлеба, а аромат его снился многим солдатам в тяжёлые дни войны.
🍴На праздники и в будни пекли пироги. Не всегда была белая мука, пекли из ржаной. Пекли пироги с репой, капустой, иногда просто с солью, когда не было никакой начинки.
🍴Если пекли из пресного теста на соде и начинку заворачивали внутрь, такие пироги, чаще с капустой, называли сочнями.
🍴Если из неходалого (бездрожжевого) теста пекли пироги с начинкой сверху (картошкой, творогом), такие пироги назывались рогушками.
🍴Пекли также лепёшки перед печкой (типа оладий).
🍴Были ещё пряженики. Это те же лепёшки, но уже из дрожжевого теста, обычно их пекли на углях или перед печью, когда семье недосуг было ждать пирогов. От теста отделяли кусок, лепили лепёшки и наскоро жарили.
🍴Очень вкусными были скородумы. Их готовили из горячей толчёной картошки с добавлением молока, яиц и муки. Лепёшки тонко-тонко раскатывали, обваливали в муке и жарили.
🍴Пекли также пряники: в муку добавляли молоко, соду, замешивали тесто, стаканом вырезали круглое печенье или лепили крендельки.
🍴И, конечно, трудно себе представить семейный стол без блинов. Пекли их на специальной чугунной сковороде перед огнём. Тесто делали жидкое, чаще на воде. Блины получались тоненькие, поджаристые, их не надо было переворачивать.
А какие пироги печете вы?! Мы ждем ваши фотографии, рецепты!
(Из исследовательской работы Дарьи Окольниковой, д.Батран, 2008 год)

Рацион питания людей был очень разнообразным. Пекли пироги как на дрожжах, так и из пресного теста; любили грибы, особенно грузди и рыжики; ловили рыбу: щуку, язя, плотву, окуня.
🍴Значительное место в крестьянском столе занимали репа, капуста, картошка.
🍴Скромную ежедневную пищу составляли щи с мясом говядины или баранины, каша, студень, жареные кишки с начинкою из крупы, картофель разных видов, молоко, квас, хлеб. В простые дни мясные кушанья употреблялись редко, да и в праздник не много.
🍴Повсеместно пили квас, его можно было найти даже у самого бедного крестьянина.
🍴Похлёбкой называли первое блюдо, то, что хлебали. Любимой крестьянской похлёбкой зимой были щи (или шти). Щи рубили осенью, в начале октября, когда капусту обдаст лёгким морозцем. Капусту срубали, собирали и обламывали хорошие зелёные листья. Затем их мыли и мелко-мелко рубили в деревянном корыте сечками. Заранее готовили бочку, её запаривали. Для этого топили баню или русскую печь, в угли бросали небольшие камни, чтобы они раскалились докрасна. Наливали в бочку горячей воды, бросали туда эти камни (камни шипели), добавляли в бочку можжевельник для аромата и обеззараживания дерева, сверху плотно закрывали. Когда бочка остывала, её освобождали от содержимого и засыпали изрубленную капусту. Снова заливали кипятком и оставляли до утра. Горечь из зелёной капусты уходит в воду, но щи мягкими не становятся. Утром щи отжимали, снова складывали в бочку, слегка подсаливали и сверху присыпали ржаной мукой, чтобы придать щам кислинки. Когда всё это сделано, щи пригнетали.
Ох, и хороши зелёные щечки с бараниной или свининой, с добавлением в варево раскрошенной луковицы и перловой крупы. Щи готовили сразу на несколько дней, поскольку вчерашние щи вкуснее свежих. Кроме щей готовили похлёбку с мясом, сушёными грибами.
🍴А летом, в страдную пору любимой похлёбкой был квас (окрошка). Готовили его из варёной картошки, зелёного лука и варёных яиц. Заливали крошево домашним квасом и забеливали снятым молоком.
🍴В голодное время на первое и на второе подавали тюрю. Старожилы не могут без слёз вспоминать об этом блюде. Оно состояло из чёрствого хлеба, мелко нарезанного лука и кипятка, заправленного маслом, реже сметаной.
Тюрю по-другому ещё называли мурой.
🍴Готовили супы из грибов, из рыбы. Суп из грибов называется «селянкой», для густоты в него добавляли муки.
Похлёбку подавали в большом блюде, из него одновременно ела вся семья. Пользовались деревянными ложками, позже появились тяжёлые алюминиевые ложки.
🍴Каша была не менее популярной едой, чем щи. Очень любили пшённую кашу. Варили её в чугунке в печке. Не менее вкусной были ячневая и пшеничная каши. Но особенным вкусом отличалась разваристая каша из гороха, заправленная подсолнечным маслом. Её варили на воде. Осенью и зимой можно было приготовить сальник – перловую кашу с ошкварками (вытопленными кусочками сала). В каждом доме помнят, как готовили на обед запечённую кашу. Крупу заливали водой или молоком, солили и ставили в не очень горячую печь. К обеду каша была готова. Она была рассыпчатой, с зажаристой корочкой, её принято было есть с молоком.
🍴Таким же образом запекали картофельное пюре с добавлением яиц, получалась очень вкусная картовница.
🍴Мяса наши предки употребляли немного. Для семьи выращивали телят, овец, реже поросят. Кололи скот обычно осенью, когда замёрзнет земля, мороженое мясо хорошо хранится. Если наступает оттепель, мясо рубили на мелкие части и солили в деревянные бочки, сверху пригнетали камнем.
🍴Рыбу готовили не в каждой семье, только там где были рыбаки. Но весной и осенью в нашу речку Большой Юг заходит рыба: окунь, щука. Рыбы было немного, её не заготавливали, а сразу варили уху, жарили, пекли пироги.
Наиболее популярным напитком был квас из солода.
🍴Постных дней в году бывает до двухсот. Вот чем питались в пост: хлебом, пустыми щами, тюрей, солёными или сушёными грибами, кашами на воде, картофелем и другими овощами. В редкие дни разрешалась рыба.
После поста люди разговлялись, то есть можно было есть всё, что угодно. В рацион добавлялись молоко и молочные продукты, мясо; мясо употребляли не каждый день, совсем его не было летом.
🍴Конечно, в праздники пекли пироги, особенно славились рыбники, пироги со сметаной и с яйцом, творожники и пироги с картошкой. Варили студень (холодец) из ног или голов зарезанных животных. Первым напитком в праздники для взрослых было пиво. Пили в праздники и чай, но довольно редко.
🍴Наши предки любили ходить в лес и собирать там грибы и ягоды, в основном этим занимались женщины и ребятишки. Дети любили ягоды, так как ни конфет, ни сахару в то время не было. В июне собирали землянику, в июле – чернику да морошку, потом малину, в августе – бруснику, в сентябре, октябре – клюкву. Бруснику топили, сушили, варенье не варили.
🍴Собирали в прок грибы: белые, боровики, подберёзовики сушили, а серушки, волнушки и подосиновики отваривали и солили. В Спас-Ломе издавна растут белые грузди, их не отваривают, а замачивают на несколько дней, каждый день меня воду, затем солят. Аромат грибов сохраняется, грибы получаются очень вкусные и хрустящие. Также не отваривают рыжики, их сразу солят. Есть рыжики можно сразу на следующий день.
🍴Большими кадками заготавливали капусту. Как и щи, белую квашеную капусту готовили в октябре. Капусту рубили сечкой или шинковали.
(Из исследовательской работы Оксаны Волковой, п. Батран, 2008 год)

Квас научила варить Новожилова Анна Васильевна.
Сварить картофель в мундире, почистить, размять, добавить немного муки, чтобы получился каравай. Поставить на противне в печь, как пирог. Вынимаем, ломаем на части.
Вяленку из свёклы ставим в печку с водой, разломанный каравай тоже в печку с водой.
Готовим квасник. На дно кладём колосники из дерева (4 штуки) так, чтобы снизу была высота 5–6 см. На колосники укладываем солому или сено, чтобы закрыть. Кладём каравай, он коричневого цвета. Выливаем свёклу с водой. Если квасник не полный, доливаем тёплой водой. Кладём смородину для вкуса, закрываем полотенцем.
Стоит 3–4 дня. Можно пить и доливать. Хранить в холодном месте.
Приятного аппетита!

Смирнова Тамара Александровна 1955 г. р., род. в д. Дьяконово Шалимовского с/п. Записано в д. Шалимомо 13.04. 2008.
(Из исследовательской работы Оксаны Волковой, п. Батран, 2008 год)
 
Каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков.
🌾Филат и каше рад.
🌾Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
🌾Ешь кашу, да говори нашу.
🌾Мал горшок, да кашу варит.
🌾Хороша кашка, да мала чашка.
🌾Заварил кашу — не жалей масла.
🌾Быть без каши, коли масла нет.
🌾Где щи да каша – там место наше.
🌾Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
🌾Кашу маслом не испортишь.
🌾Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
🌾Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.
У каши есть свой народный праздник, он так и называется – Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня.
✅Никитина Клавдия Александровна, жительница деревни Якушево Череповецкого района рассказала, какие каши варили в начале 20 века.
🥄Каша «Завара». Готовилась каша из ржаной крупы. Зёрна ржи мололись на жерновах. Мука шла на хлеб, а из более крупных остатков варили кашу. Зерно заливали кипятком, заваривали, и ставили в печь. Потом добавляли молоко в кашу или ели, прихлёбывая с молоком.
🥄Из картофеля готовили сами крахмал. Картофель тёрли, потом протирали через сито и варили кашу.
🥄Из ячменя делали сальник, добавляя сало, а также варили ячневую кашу. Пшеницы сажали очень мало. Поэтому пшеничную кашу варили редко.
(Из исследовательской работы Елизаветы Смирновой, д.Якушево, 2013 год)
Кроме повседневной и праздничной пищи, была и пища обрядовая.
Раньше чтобы зима не длилась вечно, весну призывали.
Считалось, что весну приносят на своих крыльях птицы, поэтому пелись заклички – заклинательные песни, в которых призывали птиц, и пеклось обрядовое печенье, изображающее птицу. Называлось такое печенье по-разному: «Жаворонки», «Кулики», «Птушки».
Евфалия Александровна Дубровина.
✅ Пекли «Куликов» чаще всего из ржаной муки. «Раньше в деревне мука-то ржаная была» (Е. А. Дубровина). Для выпечки замешивали пресное тесто, добавляя в него,«соли, масла растительного да сахару немного». Из теста скатывали не очень толстый жгут, от него отрезали «туловище», длиной около 4 см, из одного конца которого формировали голову и клюв. Сверху поперёк «туловища» прилепляли такой же жгут – «крылья».
✅Капитолина Ивановна Иванова
«Тесто ходалое было, и яйца в него добавляли, и молока, что Благовещенье – розрешонный день».Делать «Куликов» нужно таким способом: из теста делали жгут, завязывали его узлом, из одного конца формировали голову и вытягивали небольшой клюв, на другом конце делали несколько надрезов – хвост. «Куликов» пекли без крыльев. Птичкам могли делать глазки: «По изюминке вставят – вот и глазки», «Глазки из черники из сухой сделают». Иногда птичек делали с ножками. Для того чтобы ножки держались, «птичек» обваривали в кипятке. Пекли «Куликов» в печке.
Готовых птичек давали ребятишкам: «Для робятишек делали, они с ними на улицу бежали», – вспоминает Капитолина Ивановна. А Евфалия Александровна рассказала, что бегала с птичками на огород, а там съедала.
✅В Мяксинском сельсовете Череповецкого района, рассказывали, что на огород бегали в Средокрестие, там съедали крестики и пели закличку: «Христов день на гору, говинье под гору».
✅В Ягнинском сельсовете птичек скармливали коровам, чтобы они летом не слушали жаворонков, а ели траву.
(Из исследовательской работы Ромичевой Елизаветы, с. Воскресенское, 2001 год)