МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Еще одна исследовательская работа наших друзей! Крупышев Григорий, сын нашей коллеги, педагога фольклорно-этнографической студии "Матица" рассказывает о своей прабабушке Надежде Ивановне Митрофановой.

История военной медицины еще не знала таких подвигов, которые совершили в битве за жизнь на полях сражения в период Великой Отечественной войны наши медики. Мужественные и отважные, они первыми помогали пострадавшим на поле боя, где каждая минута, а то и секунда могла стать роковой. Вражеская пуля не щадила не только бойца с оружием в руках, но и того, кто спасал раненого в огне войны. Моя прабабушка Надежда Ивановна Митрофанова (в девичестве Литвищенко) прошла всю войну медсестрой на фронте. Надежда с автоматом и санитарной сумкой появлялась то тут, то там, склонялась над раненым, перевязав его, тащила на себе в ближайший лесок или овражек. Прабабушка часто рассказывала своим детям и внукам о событиях того времени.

Надежда Ивановна Митрофанова (в девичестве Литвищенко) родилась 11 августа 1923 года в городе Льгове Курской области. В семье были: отец, мать и двое детей (Надежда и брат Леонид). Отец занимал должность агронома-садовода. После окончания 7 классов, Надежда поступила учиться на фельдшера (фельдшерское отделение Льговской фельдшерско-акушерской Школы). Училась Надежда отлично, готовилась к поступлению в институт. Закончила учиться в 1941 году и стала работать в городской поликлинике фельдшером. Но работать пришлось не долго. Началась война.
Уже на второй день войны семнадцатилетняя комсомолка пошла в военкомат и стала проситься на фронт. Надежде тогда отказали, так как ей не исполнилось восемнадцати лет. Но вскоре, 22 октября 1941 года, Надежда Ивановна была направлена в действующую армию 38.121 стрелковой дивизии в 170 медико-санитарный батальон .
Вот так она вспоминала про начало службы: «Я пришла к командиру, доложилась о прибытии. Командир ответил: «Очень хорошо, что вы прибыли, получайте все необходимое, подкрепитесь в столовой и приступайте к делу. Отдыхать некогда. Вас ждут солдаты». В тот же день ее и еще двух девушек Аню и Лиду, прибывших в медсанбат, проинструктировали, и они втроем, взяв санитарные сумки, отправились на передний край обороны.
Вечерело, быстро наступала темнота, когда они, соблюдая все меры предосторожности, передвигаясь по-пластунски, оказались вблизи окопов, где шел бой. Враг обнаружил их и открыл ружейно-пулеметный огонь. Над головами летели пули, вблизи рвались артиллерийские снаряды, местность освещалась ракетами. А когда враг перенес огонь на другое направление, Аня сказала: «Кажется, девочки, мы остались живы, мне очень страшно…». «И мне тоже», - ответила Лида. Послышался стон, девушки поняли, что это раненые солдаты. Они поползли туда, откуда слышались стоны, нашли двух раненых. Захватив с собой тяжелораненых и их оружие, уже поздно вечером они возвращались в медсанбат.
Зима 1941-1942 годов была снежной и холодной. Суровое испытание выпало на долю девушек. Под вражескими бомбежками, артобстрелами, в сложных ситуациях многим солдатам и офицерам спасали они жизнь. Наравне с мужчинами стойко переносили все тяготы фронтовой жизни. А вскоре не стало и Лиды. Осколок вражеского снаряда оборвал ее жизнь. Со слезами на глазах прощалась Надя с боевой подругой.
Продолжали греметь бои. Нелегко приходилось Надежде в сильные морозы, но она самоотверженно оказывала помощь раненым. А однажды не убереглась, обморозилась сама. Но, к счастью, все обошлось благополучно, и Надя вновь вернулась в строй.
Участвовала Надежда в боях за город Воронеж. Это было лето 1942 года, самое грозное и самое тревожное лето войны. Начиналась знаменитая Сталинградская битва, а до этого была еще одна битва, важность которой неоценима, - это битва за Воронеж.
Целых 212 дней и ночей продолжались эти бои. Надежда с мужеством и стойкостью боролась за жизнь бойцов. Чтобы уберечь раненых от простуды, заворачивали их в два одеяла, а поверх укрывали шинелями или собственными телогрейками. Моя прабабушка и ее товарищи валились с ног от усталости. Они недоедали, недосыпали, давали свою кровь раненым и ничего не жалели для них. И своей жизни тоже. Вынести из огня. Спасти, во что бы то ни стало! Ведь выходишь – вернешь человека в строй.
На груди Надежды заблестела медаль «За боевые заслуги». Вот как описан ее подвиг:
🖊«За период наступательных боев с 28.01.43 по 08.02.43 в районе Воронеж-Дачное показала себя преданной, стойкой и мужественной сестрой по уходу за ранеными. Проявила исключительную материнскую заботу. С 29.01.43 по 08.02.43 работала в передовой группе МСБ с ведущим хирургом тов. Лебедевым, день и ночь при производстве сложнейших операциях, чем и спасена была не одна жизнь бойцов и командиров. Активно участвовала в обработке раненых. Всегда держала чистый инструментарий и немедленно подавала врачу с должной, умелой технической аккуратностью. Во время большого скопления раненых в р-не СХИ – 723 чел. Тов. Литвищенко проявила исключительную материнскую заботу в обращении и уходу за ранеными. 04.02.43 г. в селе Бухреево при наплыве раненых в 300 чел. организовала общежитие для раненых, а 06.02.43 в совхозе Петровка лично эвакуировала через попутный транспорт 20 чел раненых» .
В 1943 году положение на фронтах изменилось. Гитлеровцы под ударами советских войск вынуждены были отступать. Надю Литвищенко перевели в 383 стрелковый полк стрелковой дивизии фельдшером полкового медпункта и присвоили звание лейтенанта медицинской службы.
Следующее испытание пришлось пережить при битве на Курской дуге. Курская битва, продолжавшаяся с 5 июля по 23 августа 1943-го, стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Значение победы советских войск на Курской дуге выходит далеко за пределы советско-германского фронта. Она оказала огромное воздействие на дальнейший ход второй мировой войны .
Во время этих событий, Надежда была рядом со своим родным городом Льговом, и понимала всю ответственность перед Родиной, перед родной землёй. Ей очень хотелось хоть на минутку повстречаться с родными, находясь так близко к ним. Вот как она вспоминала об этом:
🖊«Мы просились у нашего начальника: «Пока мы тут не далеко стоим, дак дайте нам хоть как-нибудь встретиться- то». Еще две девчонки были тут, Роговские. Меня отпустили. Вот я сбегала до дома. Брата не было дома. Их, видимо, хотели повесить на нашей улице, улице Гайдая, поэтому он прятался. А папу тоже не видала, он сбежал тогда в лес, так и пропал. Вот, ни папу, ни брата я не видела, только тетю и двоюродную сестру» .
Бои под Курском продолжались. Раненых везли и везли. Еще одно из воспоминаний Надежды Ивановны, которое вызывает гордость за нее:
🖊«Под Курском это было, привезли раненого – молодого парня. Родом он был из Ташкента. Звали его, кажется, Григорий Кононов. Раны тяжёлые: в брюшную полость, обширная рана предплечья и бедра, потеря крови. Мы трое суток не спали, хирург буквально валился с ног, а поступил приказ сниматься с места и двигаться дальше. Врач говорит: «В тылу бы спас этого солдата, а здесь – безнадёжно. Даже если прооперировать его, при транспортировке разойдутся швы». А парень в сознании был, просит: «Сделайте мне операцию, я молодой еще, даже с девушкой не целовался, и мама у меня дома одна, как я ее брошу?». Тут я стала просить хирурга, уговаривать, требовать, и врач все-таки прооперировал этого раненого, а я дала ему свою кровь, хотя нам это было запрещено: могли погибнуть сами… Конечно же, пока мы ехали, швы у него разошлись, но мы доставили парня в госпиталь, там ему сделали еще одну операцию, и он выжил! Его мама потом всю жизнь писала мне письма, что невозможно было читать без слез» .
Таких писем в послевоенные годы приходило Надежде Ивановне много. Те, кому она давала свою кровь – считали ее «кровной сестрой», писали письма и благодарили за сохраненную жизнь.
Участие в боях за Киев
С 3 ноября 1943 года 121 стрелковая дивизия, в рядах которой продолжала нести свою службу Надежда Литвищенко, участвует в ходе Киевской наступательной операции. Находясь на левом фланге армии, примыкая к порядкам 38-й армии, дивизия наступала в обход Киева с севера и затем запада. За четыре дня операции дивизия сумела прорвать оборону противника, обойти Киев, отразить контрудары 8-й танковой дивизии, перерезать железную дорогу на Малин и закрепиться у села Мотыжинцы. Несмотря на то, что дивизия непосредственно в Киев не входила, её заслуги в освобождении города были немалыми, и дивизия получила почётное наименование «Киевской». 5 ноября, опасаясь окружения, под натиском красноармейцев немецко-фашистские части начали оставлять Киев. 6 ноября Киев был полностью освобожден.
В битве на Курской Дуге, в боях за освобождение столицы Украины Киева, Надежда помогала врачам-хирургам в экстренных операциях, ежедневно эвакуировала сотни солдат и офицеров в армейские госпитали, проявляя большую заботу о каждом воине. Сутками, без сна и отдыха, она находилась среди раненых, улыбкой, ласковым словом ободряя их.
На груди Надежды появилась вторая награда – орден Красной Звезды. Ее подвиг описан так:
🖊«В наступательном движении от Рыльска до западного берега реки Днепр тов. Литвищенко на ходилась на ПМП и неотступно двигалась вслед за действующим подкреплением. В бою за райцентр Бобровицы несмотря на сильную бомбежку хутора Григоровка, где находился ПМП, свою работу по обработке раненых не прекращала, все раненые были обработаны. После бомбежки, во время пулеметного обстрела с воздуха, она собрала 22 раненых и оказала им своевременную помощь. При форсировании реки Днепр ПМП был развернут на восточном берегу реки в районе в д. Тарасовичи на ПМП работали из медсостава двое: врач и фельдшер Литвищенко. За три дня боев было пропущено 400 раненых. Работа кипела круглые сутки. Несмотря на большой наплыв раненых, благодаря добросовестному отношению к своим обязанностям и усердию, ПМП со своей работой справился хорошо. Всем раненым быстро оказывалась своевременная помощь» .
Со слезами на глазах рассказывала прабабушка о страшных днях войны:
🖊«Мы с хирургом вдвоём, он уже с ног валится от усталости, а раненых все везут и везут… У кого руки нет, у кого кишечник весь выехал… ой, страшно и вспоминать. Хирург стал ногу ампутировать бойцу и упал от усталости в обморок. Ну, что делать? Я взяла, допилила эту ногу, потом все тут зашила, обработала. Очень было трудно, всем трудно. Из последних сил старались…»
Вспоминая события военных лет, Надежда Ивановна рассказывала:
🖊«Особенно мне запомнился бой под Каменец-Подольском, когда наш полк попал в окружение врага. В тот трудный момент положение казалось безвыходным. Но благодаря мужеству и отваге начальника медпункта, умело организовавшего оборону, всех врачей, обслуживающего персонала, раненых, способных держать оружие, а также помощи местного населения, нам удалось спасти раненых и выйти из окружения» .
Это воспоминание связано с Проскуровско-Черновицкой наступательной операцией, одной из самых крупных фронтовых операций Великой Отечественной войны. О военно-исторических событиях того времени говорится: 4 марта 1944 года в наступление перешёл 1-й Украинский фронт под командованием маршала Георгия Константиновича Жукова. Как вспоминал Жуков: «Здесь завязалось ожесточенное сражение, такое, которого мы не видели со времени Курской битвы».
Летом 1944 года, разгромив немцев под Львовом, армия вступает на территорию Польши и одерживает победу. Вслед за этим войска начали вести бои в лесистых Карпатах. 15 сентября перед армией была поставлена задача прорвать оборону немцев на рубеже Кросно - Ясло и, развернувшись фронтом на юг, выйти на границу Чехословакии, чтобы вступить на ее территорию. Начались жестокие, кровопролитные бои. Они продолжались до 15 января 1945 года.
10 марта 1945 года началась Моравско-Остравская наступательная операция. 121 стрелковая дивизия в составе войск корпуса была введена в бой вторым эшелоном в районе Павловице.
Так штурмовали и освобождали город за городом в полосе Западных Карпат с конца апреля по 8 мая 1945 года .
8 мая 1945 года германские вооруженные силы капитулировали. Но одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклонялась от капитуляции. С 9 по 13 мая именно 121 стрелковая дивизия завершала военные действия Красной Армии, взяв в плен более 71 тысячи беспорядочно сдавшихся немецких солдат и офицеров.
Таким образом, Надежда Литвищенко, в звании лейтенанта медицинской службы, в составе 121 стрелковой дивизии, прошла путь от Воронежа через Западную Украину, Польшу, частично по территории Германии в центр Чехословакии. Солнечный долгожданный день Победы встретила Надежда в Чехословакии, под Прагой.
Этот трудный фронтовой путь овеян немеркнущей славой. Многим генералам, офицерам, сержантам и рядовым было присвоено звание Героя Советского Союза. Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин объявлял 19 раз благодарность за отличные боевые действия. Ратный труд Надежды Литвищенко был по достоинству оценен. За доблесть и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, она награждена орденом Отечественной войны II–й степени.
В конце 1945 года Надежда Ивановна Литвищенко, уроженка города Льгова Курской области стала женой старшины Алексея Ивановича Митрофанова – из деревни Еремино Сиземского сельсовета Шекснинского района Вологодской области, награжденного восемью боевыми наградами. Демобилизовавшись, они приехали на Вологодчину.
Послевоенные годы Надежда Ивановна посвятила медицине, более 30 лет проработав медсестрой в сельской больнице села Сизьма.
Моя прабабушка была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней могли прийти за помощью в любое время суток. А она готова была помочь в любую минуту.