МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Не забудьте сегодня жаворонков для детей напечь! Как птичек детишки зазовут, такая и весна придёт! С праздником, друзья!
А кто не знает про эту традицию или просто не умеет жаворонков (или как их в наших местах звали, куликов) делать, тому подсказка - публикуем доклад 2001 года нашей воспитанницы Лизы Ромичевой "Выпекание обрядового печенья "кулики" в с. Воскресенское Череповецкого района" (рук. Кузьмина Т. А.).

Обряд выпекания весной птиц известен с давних времен и восходит к празднику встречи весны. Астрономическое начало весны по современному календарю падает на 22 марта - день весеннего равноденствия. Когда-то с этого времени начинался новый год. Сроки праздника встречи весны не вполне устойчивы. Праздник приходился то на Сороки - 22 марта, то на Благовещенье - 7 апреля, то на Евдокию - 14 марта. В один из этих дней весну кликали, заклинали, пытались путем обрядов вызвать ее возвращение, не исключали возможности, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. Чтобы этого не произошло, весну призывали. Считалось, что весну приносят на своих крыльях птицы, поэтому пелись заклички - заклинательные песни, в которых призывали птиц, и пеклось обрядовое печенье, изображающее птицу. Называлось такое печенье по-разному: "Жаворонки", "Кулики", "Птушки".

Я буду называть его "Кулики", так называет его моя бабушка Евфалия Александровна Дубровина. От нее я училась печь "Куликов". Пекли "Куликов" чаще всего из ржаной муки. "Раньше в деревне мука-то ржаная была" (Е.А. Дубровина). Для выпечки замешивали пресное тесто, добавляя в него, по воспоминаниям моей бабушки, "соли, масла растительного да сахару немного". Из теста скатывали не очень толстый жгут, от него отрезали "туловище", длиной около 4 см, из одного конца которого формировали голову и клюв. Сверху поперёк "туловища" прилепляли такой же жгут - "крылья".

В записях ЦТНК, есть сведения, что тесто могло быть дрожжевым. Капитолина Ивановна Иванова рассказывает: «Тесто ходалое было, и яйца в него добавляли, и молока, что Благовещенье — розрешонный день».

Капитолина Ивановна учила делать «Куликов» таким способом: из теста делали жгут, завязывали его узлом, из одного конца формировали голову и вытягивали небольшой клюв, на другом конце делали несколько надрезов — хвост. «Куликов» пекли без крыльев. Птичкам могли делать глазки: «По изюминке вставят — вот и глазки», «Глазки из черники сухой сделают» (К.И. Иванова). Иногда птичек делали с ножками. Для того, чтобы ножки держались, «птичек» обваривали в кипятке. Пекли «Куликов» в печке.

Готовых птичек давали ребятишкам: «Для робятишек делали, они с ними на улицу бежали», — вспоминает Капитолина Ивановна. Бабушка рассказывала, что бегала с птичками на огород, а там съедала.

В записях ЦТНК, сделанных в Мяксинском с/с Череповецкого р-на, есть информация, что на огород бегали в Средокрестие, там съедали крестики и пели закличку: «Христов день на гору, говинье под гору». В книге Владимира Яковлевича Проппа в главе, посвященной встрече весны, я прочитала, что когда-то еда «представлялась не только как средство насыщения, но и как акт приобщения себя и своего хозяйства, к тем силам, которые приписывались съедаемым блюдам». Съедая птичек на огороде, крестьяне верили, что этим они обеспечат себе хороший урожай. В Ягнинском с/с Череповецкого р-на птичек скармливали коровам, чтобы они летом не слушали жаворонков, а ели траву.

Информаторы: Дубровина Евфалия Александровна, 1926 г.р.; Иванова Капитолина Ивановна, 1916 г.р.

Ромичева Е. Выпекание обрядового печенья «кулики» в с.Воскресенское / Е.Ромичева // Сборник детских исследовательских работ по фольклору и этнографии. Материалы районной заочной викторины «Живая старина». — Воскресенское, 2014. — Вып. I— С.69-70.