Наш сегодняшний день посвящен народным играм!
О том, в какие игры раньше играли дети, и какие у них были игрушки, рассказала Наталья Васильевна Микшина, которая жила в д. Трофаково Череповецкого района.
Маленькие дети играли с куклами, связанными из соломы или сшитыми из лоскутков. Соломенную куклу делали прямо в поле из соломенных жгутов, ловко скрученных и перевязанных. Чтобы изготовить куклу брали пучок соломы из сильных длинных стеблей с толстыми узлами – суставами, чтобы кукла лучше стояла. Для одной фигурки надо 30–40 соломин, очищенных от листьев. Куклу делали с ручками крендельком, концы рук прятали между соломинками юбки. По талии перевязывали куклу ниткой. Подрезали, подравняли подол платья, чтобы куколка могла стоять. Шею и талию перевязывали красной ситцевой вязкой, будто наряжая куколку бусами и пояском. С куклами играли «в хоровод». Ставили кукол на стол, ударяли по нему кулаком и куклы передвигались.
Делали и куклу – «мужичка». Брали пучок соломы в рост куклы и перевязывали по линии шеи и поверх лба, обозначив волосы, торчащие ёжиком, и голову. Потом брали тоненький пучок соломы и вставляли его в середину торса, перетянув по линии талии и закрепив перекрестьем из прочных ниток. Торчащие в стороны ручки перевязывали на концах. Затем делили оставшийся пучок на две части и перевязывали их снизу – получался мужчина в штанах. Ровно подстригали концы соломы на голове, ручках, ножках, по местам перетяжек повязывали вверху цветными ситцевыми вязками.
Тряпичную куклу изготавливали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Но были куклы, которые существовали недолго. К таким куклам относится «пеленашка», сделанная из головного платка. Скрученную «пеленашку» перевязывали «по ногам» свободным концом платка, а затем запеленывали какой-нибудь тряпочкой как свивальником.
Из глины делали свистульки в форме кринки со свистком – носиком.
Делали также игрушку – «Минутку». Брали щепку от дерева хвойной породы, ножом отщепляли с обеих сторон тонкий слой древесины, получалось две ножки. Затем расщепляли их пополам, срезали по внутренним краям, и вот уже есть ещё пара ножек. С одного конца щепочка срезалась по краям и загибалась в хвостик. Передний край щепки зауживался и расщепляется на голову и уши – и игрушка готова.
Мальчишки играли в бирюльки. Бирюльки – нарезанные на короткие отрезки толстые твердые стебли ржи. Ребята собирались по 3–4 человека, устраивались прямо на земле, выбрав ровную площадку. Высыпали бирюльки кучкой и по очереди вытаскивали соломинки крючком. Нужно было осторожно достать, не шевельнув соседние бирюльки. Кто вытащил больше бирюлек, тот и победитель.
Девочки 5–7 лет играли в «чокушку». Расчерчивали на дороге клетки и кидали на них черепок, перечекивая с одной клетки на другую. Когда кто-нибудь проходил всю дорожку, зачёркивали одну верхнюю клетку, другим нельзя было кидать на неё.
Также с детьми играли и взрослые.
Играли с ребенком, подбрасывая его на коленях, а затем делали вид, что роняют, при этом приговаривая в такт:
На молоденькой лошадке
Трюх, трюх, трюх!
А на старой кляче – бух!
Или вот так:
Ехали казаки, ехали гусары –
Шажком, шажком,
Рысью, рысью,
Галопом, галопом – бух в яму!
Тушки – тушки! Сели на подушки.
Пришли подружки – столкнули с подушки, –
приговаривали, подбрасывая ребенка вверх.
Или шутливо трепали ребенка по носу:
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев
- Чего везешь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач.
(Из исследовательской работы Дарьи Микшиной, д. Большая Ягница, 2005 год)
Кукла – одна из первых игрушек в жизни ребенка. Первую куклу ребенку делала взрослая женщина (бабушка, мама, крестная) или старшая сестра. Чаще всего это была кукла «скрутка», «свертка» - скрученная из подручных материалов (фуфайка, наволочка, юбка, фартук).
Людмила Николаевна Дедюрина сообщила, что у каждой девочки, было в запасе по 2 или 3 куклы. Часто это была целая кукольная семья: мужчина-отец, женщина-мать и дети – сын и дочь. Так как воспитанием девочки занималась мать, а воспитанием мальчика – отец, то дочку всегда клали рядом с мамой, а сына с папой
Свою куклу девочки начинали делать лет с трех: «как начинает мороковать, так и куклу делает». (Мусоргский с/с, д.Якушево, Петрашов Петр Иванович, 1911 г.р.).
Детей раньше было много и, как отмечает Дедюрина Людмила Николаевна, кукла-скрутка была у каждого. На этой кукле девочки учились ухаживать за маленьким ребенком: петь колыбельные, потешки. Эти куклы было легко делать и разбирать.
С помощью этих кукол дети общались, входили во взрослую жизнь. Они повторяли все, что видели у взрослых: «куклы к друг другу в гости ходили», «играли свадьбы», устраивали гулянья, праздники (делали праздничный стол), «хозяйство вели»: «жали», «сенокосили», «пасли скот», «молотили хлеб» и т.д. На игре с куклами могли отражаться отношения между молодыми людьми: куклы из соломы мать сделала, назвала Васька да Нинка, как парня с девкой у них в деревни звали, которые дружили. Куклы «дружили».
В куклы девочки играли в кути, у печки, в уголке или в специально построенных для девочек домиках: «клетках», «избушках», в которых старались сделать все как в настоящей избе: кроватки, лавки, стол, глиняную посуду, вешали для куклы зыбочку. Рядом могли сделать гумно (хранить зерно), молотильца (молотить зерно), подскотину, импровизированное поле. На куклах девочки учились вести хозяйство: шили первые лоскутные одеяла, вязали подзоры. Для кукол готовили: «блины пекли, рогулечки, пироги рыбные», варили кашу из травы – угощали ими.
Шибаева Анна Матвеевна сообщает, что летом делали кукол «из травы, с руками, ногами, туловищем, одевали платье, куклы набивали куделью (лён), волосы делали из длинного льна. Грудь у кукол делали из льна. Больших кукол не делали».(Ягановская с\а)
Осенью делали кукол из соломы.
Также делали куклы из глины и бумаги.
Когда девочки подрастали, то они уже шили куклы, с ручками, ножками, пришивали косу либо из кудели, либо из готовых льняных ниток, делали грудь, (голову, ручки и ножки могли пришивать) Делали куклы из старых домотканых лоскутков, остатков шитья, редко в качестве материала мог использоваться ситец, для мужских штанов - сукно. Ткань раньше берегли: каждая тряпочка была на учете, лишнего ничего не было. Если у девочки были одинаковые лоскутки, она могла поменяться ими с подружкой. Лицо, ручки, ножки делали из белой ткани. Набивали кукол куделью, ватой, опилками. Делали одежду из тряпочек: женщинам шили: юбки, кофты, сарафаны, белье – «делали все как у настоящих женщин». Пояс женщине делали только к сарафану. Мужчинам шили штаны, рубаху, подпоясывали поясом. На куклу-женщину или младенца обязательно надевали платок, встречаются этнографические сведения о том, что за место платка могли сделать колпачок. Лицо (глаза, губы, щеки, нос) - рисовали простым или цветными карандашами.
Такие куклы берегли. Хранили их в ящиках. С ними выходили замуж: «сама кукол хранила в ящике»; «замуж вышла, с куклой в дом к мужу поехала».
Куклами дорожили на протяжении многих лет.
(Из исследовательской работы Софии Борисовой, с.Воскресенское, 2017 год)
Игры записанные школьниками из пос. Суда в 1998-1999 годах
Камешки
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков.
Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берёт в руку свои камушки, подбрасывают их вверх и, быстро повернув руки ладонью вниз, ловит на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый проделывает своё упражнение в порядке очереди (по кругу, справа налево)
Приводим одно примерное упражнение:
Взять в руку 5 камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Свайка
"Свайка" – старинная русская игра. Специально изготовленная свайка представляет заострённую металлическую палку размером 20-30 см с шариком на тупом конце. Вместо свайки можно взять большой гвоздь. Играющие по очереди бросают свайку в лежащее на земле металлическое кольцо так, чтобы она попала в середину кольца и вонзилась в землю остриём. Чем лучше и точнее бросок, тем больше очков получает играющий. Можно условиться попадать не в центр кольца, а в кольцо, да так, чтобы оно со звоном откатилось в сторону. Каждый промах даёт 1 проигрышное очко; кто 10 раз промахнётся, обязан подавать свайку игрокам, которые точно попадают в цель.
(Из исследовательской работы Ольги Мезиной, д. Большое Ново, 2012 год)
Малютина (Кудряшова) Маргарита Васильевна, 1964 г.р., д. Суда
Игра «Квадрат»:
В эту игру играли все желающие: от 5 до 20 лет, т.е. команда была разновозрастная. Самый оптимальный вариант количества игроков – 10-15 человек. В зависимости от количества участников рисовали на земле прямоугольник (чаще всего играли на дороге) (обычно размерами 3х5 метров). Мяч использовали средних размеров.
Правила игры: двое водящих размещаются по разные стороны прямоугольника (на меньшей стороне), остальные находятся внутри прямоугольника (игрового поля). Задача водящих - выбить игроков из поля. Задача участников – пробежать от одной стороны поля до другой, при этом не быть «выбитым». Если участник ловит мяч, то он зарабатывает себе одну «жизнь». Её можно отдать выбитому игроку или копить для себя. Игра продолжается до одного участника. Если последний участник успевает пробежать 10 раз туда и обратно до того, как его выбьют, то он возвращает в игровое поле всех выбитых игроков, а водящие остаются. Если же последний игрок выбит, то следующими водящими становятся те, кто был выбит первым.
Игра «12 палочек».
Место проведения игры – двор дома. Число участников – 10-12 человек. Возраст участников – любой.
Правила игры: выбирается водящий (по считалке); ставилась небольшая доска на бревно, на один конец складывались 12 небольших палочек; один из игроков прыгал на второй конец доски – палочки разлетались. За то время, которое необходимо водящему для сбора палочек, все участники прятались. Затем водящий их искал и, увидев, бежал до доски. Ударяя по ней, говорил: «Саша, гали-гали». Найденный игрок выбывал из игры. Если участник не найден или он успел раньше добежать до доски с палочками, мог сам «загалиться» или снова разбить все палочки. Игра продолжалась до последнего найденного водящим участника. Тот, кого нашли первым, становился следующим водящим.
(Из исследовательской работы Ольги Мезиной, д. Большое Ново, 2012 год)
Комарова Виктория Юрьевна, 1981 г.р., род. в г.Череповце.
Слепень
Одному из играющих, водящему, завязывают глаза, отводят на середину комнаты и заставляют несколько раз повернуться вокруг своей оси. Это делается для того чтобы водящий не смог запомнить, где находятся остальные.
Остальные игроки придумывают себе прозвище и сообщают его остальным. Когда водящий поймает кого-нибудь, он должен назвать не имя, а прозвище. Если водящий назвал не прозвище, а имя, то он продолжает водить.
Купи мячик!
Играющие становятся в круг, а водящий, "продавец", становится в центр. Прыгая на одной ноге, водящий старается при этом толкнуть мячик так, чтобы он покатился и задел одного из играющих. При этом он приговаривает: "Купи мячик!". Играющие не имеют права двигаться, они могут только подпрыгнуть на месте.
Правила:
1) Если играющий сойдёт с места, то он становится водящим.
2) Если водящий устанет прыгать на одной ноге, то может поменять ногу.
Лисица - хромоножка
На земле очерчивается достаточно большой круг. Играющие могут бегать только в этом круге. Водящий - Лисица-хромоножка - должен всё время прыгать на одной ноге, пока не запятнает кого-нибудь. Запятнанный становится водящим.
Правила:
1) Если Лиса встанет на обе ноги, то она выбывает из игры.
2)Игрок, вышедший за предел круга, считается запятнанным.
3)Лиса не имеет права пятнать того, кем только что была запятнана.
(Из исследовательской работы Ольги Мезиной, д. Большое Ново, 2012 год)
Игры от Мезиной Зинаиды Николаевны.
Лапта
2 команды (с равным количеством игроков) расходятся в разные стороны. Перед каждой командой проводится черта. Выбирается из каждой команды по одному человеку. Один человек со специальной лопаткой, другой с мячом. Мяч подкидывается, а человек с лопаткой должен отбить мяч. Если кто-то в противоположной команде поймал мяч, то меняются местами. Если нет, то следующий в первой команде подбирает мяч с земли и подбрасывает вверх, отбивает всё ещё тот, кто с лопаткой. И так до тех пор, пока противоположная команда не поймает мяч.
Рыбаки и рыбки
Очерчивается игровое поле (6м x 6м), это поле опять отчёркивается в отношении 1:3 (меньшая часть остаётся водящим). Из играющих выбирают двух рыбаков, все остальные - рыбы. Рыбаки становятся на своей части площадки-моря. Рыбаки плавают (бегают) в море.
Рыбаки, взявшись за руки, говорят: "Рыбаки выходят ловить рыбок!", после чего начинают ловить рыб, окружая их сцепленными руками. Пойманный становится между рыбаками. Все трое, сцепившись за руки, начинают ловить рыб, окружая их. Игра кончается, когда все рыбы переловлены. Две последние пойманные рыбы при повторении игры становятся рыбаками.
реди любимых игр ребят - игры в ладошки.
Смысл игр в ладошки заключается в следующем. Играют два игрока, хлопая в ладоши и произнося при этом считалку. Темп постоянно ускоряется. В некоторых случаях выполняют определенные движения, например, закрывают уши, замирают.
Вот несколько считалок для игр в ладошки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет!
Пиф – паф, ой-ой-ой
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет!
Пиф - паф ой-ой-ой
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Распороли поясницу,
Привезли его домой,
Он поссорился с женой!
А жена его побила
И в кадушку засолила!
А в кадушке красный рак!
А кто слушал, тот дурак! (Дальше нужно было закрыть руки ладошками, кто быстрей).
Жили-были дед да баба,
Ели кашу с молоком,
Рассердился дед на бабу
Хлоп по пузу кулаком.
Баба не стерпела,
В подпол улетела.
А в подполье был бурак,
А кто слушал, тот дурак. (Дальше нужно было закрыть руки ладошками, кто быстрей).
Жили-были дед да баба,
Ели кашу с молоком,
Рассердился дед на бабу
Хлоп по пузу кулаком.
А из пуза два арбуза
Покатились кувырком.
А потом крокодил
Бабке тити откусил.
Кони, кони, кони
Сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили:
"Чаби, чаляби, чаляби, чаби, чаби!"
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Шишечка еловая, сорока пудовая,
Рыба-карась, игра началась. (Далее игроки замирают, игра продолжится после того, как один из них сделает какое-нибудь движение).
Жили - были три японца
Як, Якцы-драк и Якцы-дракцы-дракцы-дрони
Жили -были три японки
Цыпа, Цыпа-дрипа и Цыпа-дрипа-лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе
Якцы-драк на Цыпе-дрипе
Якцы-дракцы-дракцы-дрони на Цыпе-дрипе-лимпомпони
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Якцы-драка с Цыпой-дрипой -
Шах-шахмони,
У Якцы-дракцы-дракцы-дрони
С Цыпой-дрипой-лимпомпони –
Шах-шахмони-лимпомпони.
Чики –рики-бухарики,
Рухты, барахты,
Лебеди, чарахты,
Чара, бира, 2 батыра,
Солнце, бронза, луковка.
Каждая девочка когда-либо играла в "классики" или скакала на скакалке.
Классики – это детская игра, распространенная среди девчонок. В Классики играют, расчерчивая схему на земле.
Прыгали в эти классики на одной ноге, используя биту. Битой могли быть: баночка из-под гуталина, наполненная землей, плоский камень, плоский деревянный предмет или металлическая или резиновая шайба, потихоньку взятая у старшего брата, играющего в хоккей. Играющий должен был в прыжке на одной ноге двигать биту от 1 до 10. Следующее выбрасывание было в квадрат № 2 и т. д. Если бита выходила за рамки квадрата или попадала на черту, или сам игрок наступал на черту, то игра переходила к следующему играющему. В полях «Золото» можно было отдохнуть, в «огне» все потерять.
Если все «классы» пройдены успешно, начинаются «экзамены». С закрытыми глазами надо пройти по всем клеткам, не наступив на линии.
Существовали и другие девчоночьи игры на прохождение этапов: прыгали через скакалку, через резинку или же чеканя мяч о стену.
Прыгалки через скакалку.
1. 10 раз пропрыгать таким образом, чтобы впереди была левая или правая нога.
2. 9 раз пропрыгать, выставляя вперед то одну, то другую ногу.
3. 8 раз пропрыгать ноги вместе
4. 7 раз – на одной ноге
5. 6 раз – на другой ноге
6. 5 раз – скрестив ноги
7. 2 раза на одной, в прыжке поменять ноги и еще 2 раза на другой ноге.
8. 3 раза – смотря в небо
9. 2 раза – вприсядку
10. 1 раз – скрестив руки
Все туры разделялись на 3 группы: в 1 группе – скакали вперед; во 2 группе прыжки выполняли назад через скакалку. В 3 группе прыгали, скрестив руки крестом, а движения прыжков как в предыдущих турах. После каждой группы сдавали «экзамен», т. е. все упражнения от 1 до 10 класса выполняли без остановки.
По прохождению всех 3 групп, нужно сдать на «аттестат», т.е. подпрыгнуть 1 раз, а скакалку перекрутить при этом 2 раза.
Еще одна игра с прохождением этапов – это прыгалки через резинку. Играют не меньше трех игроков, т.к. двое становятся друг напротив друга, расставив ноги чуть шире ширины плеч, и натягивают ногами резинку на высоте сначала 10—15 см от земли (щиколотки). Третий участник игры становится внутри прямоугольника и начинает прыгать. Сначала он перепрыгивает двумя ногами через одну веревку вправо, затем сразу через обе веревки влево. Потом делает такие же прыжки на левой, на правой ноге, прямо, расставив ноги, скрестив их. Затем прыгает так, чтобы наступить сначала на одну веревку, затем на другую. Потом прыжки выполняются с поворотом на 180 градусов. Каждый вид прыжка нужно делать по три раза.
Затем эти прыжки повторяются, резинка же поднимается сначала на высоту икры, а затем на высоту колена.
Если прыгающий допускает ошибку, он становится на место одного из тех, кто держит резинку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все упражнения, т.е. не будут взяты все высоты.
Игра с мячом.
1. 10 раз бросить мяч об стенку и поймать двумя руками
2. бросить об стенку и поймать после удара об землю, и так 9 раз
3. бросить мяч правой рукой и той же рукой поймать – 7 раз
4. бросать и ловить мяч левой рукой – 6 раз
5. бросить мяч об стенку, после удара об землю, мяч пропустить под правой ногой и , перевернувшись, поймать его руками –3 раза
6. бросить мяч об стенку, после удара об землю, мяч пропустить под левой ногой и , перевернувшись, поймать его руками –2 раза
Вот только часть интересных игр, которые существовали среди школьниц более раннего времени.
А в какие игры играли вы?!
Красное знамя
Играли на свободном пространстве, размеры игрового поля могли быть любыми. Количество игроков – любое, но, как правило, играли не меньше 10 человек. Делились на две команды произвольно. Вставали друг напротив друга. Каждая команда договаривалась, какого игрока она выбирает из противоположной команды. Представитель команды говорил: «Красное знамя, ударное звено, отдайте нам Сашу и больше никого». Представитель другой говорил те же слова, но называл имя выбранного игрока. Выбранные игроки соревновались в перетягивании. Кто побеждал, тот забирал себе проигравшего. Игра повторялась до тех пор, пока всех не перетянут.
Чины
Начиналась игра во дворе дома, где сходились дети в возрасте 12-14 лет. Количество игроков варьировалось, но не меньше 6-7 игроков в команде. Собирались две команды: «русские» и «немцы». Определялись в команду по жребию: вытягивали записку с рисунком – «звёздочка» или «свастика». Распределившись в команды, определяли чины, начиная от солдата до генерала. Каждый игрок команды имел определённый чин (в руке обязательно бумажка, где написано, какой чин). Затем команды прятались в разных местах на заранее обговорённой территории. Задача игры – взять в плен всех «чинов» другой команды. Брать можно только «чин» меньше по званию: генерал брал всех в плен, а солдата мог взять каждый чин. Поэтому солдат прятали дальше всех. Когда игрок одной команды ловил члена другой команды, каждый должен был показать записку с чином. Если чин не соответствовал тому, чтобы можно было брать в плен, то бежали искать и ловить другого игрока, убегая друг от друга. Пленных собирали в одно место. Играли долго и весело.