Родство – это «связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях»
С рождения ребёнка окружают самые близкие люди: мать и отец. Они внимательно присматриваются к младенцу, пытаясь найти в нём фамильные черты с каждой стороны. Растёт ребёнок, и постепенно расширяется круг его общения, в который постепенно входят бабушки и дедушки, братья и сёстры, тёти, дяди и их дети. В разных семьях приняты различные обращения родственников друг к другу.
Мать – главный человек в жизни, недаром русская пословица гласит: «Нет милей дружка, чем родная матушка». Мать называют «мамой», «мамочкой», «мамкой», часто встречается старинное «матушка» и современное «мамуля». Даже от молодых людей можно услышать: «Меня матушка сегодня гулять не отпускает». Редко, но всё-таки встречается грубое «матка» и резкое «мам». А вот слово «мамаша» сейчас чаще используется при обращении к посторонней пожилой женщине.
Отца называют «папой», «батей», причём обращение «папа» в деревнях появилось сравнительно недавно. Старожилы называли своих отцов «тятя», реже «батюшка», «папаша». Те, кто родились в конце 30-х, начале 40-х годов, своих отцов не помнят, они так и говорят: «Я рос без отца». В частушках чаще звучит обращение «батько»,«папаша»,«тятя».
К своим детям родители обращаются чаще всего по имени, а также к сыну –«сынок», «сынуля», «сыночек», к дочери – «доченька», «дочурка», «доча».
Маленькие дети вслед за словами «мама» и «папа» начинают лепетать «баба», «деда». А так как бабушек и дедушек по два, то очень скоро дети начинают добавлять имя «баба Настя», «дедо Ваня». Подросшие внуки называют своих бабушек ласково «баушка», «бабуля», «бабуся», а дедушек – «дедушко», «дедуля». А если сердятся, то тут же появляются «бабки» и «дедки». Если в семье есть прабабушки и прадедушки их называют просто «бабушка», «дедушка».
Внуков называют «внучок», «внучка», очень часто можно услышать обращение к девочке «внУка».
Если в семье несколько детей, они являются братьями и сёстрами, обращаются друг к другу «сестрёнка», «сестрица»; «братик», «братишка».
Если у родителей есть брат или сестра, то для детей они будут дядей или тетей, а те для них – племянники. Дети из семей родных братьев и сестёр будут двоюродными братьями и сестрами. В нашей местности тётю называют ещё «тётушкой», а обращаются к ней в сочетании с именем «тёта Нина», заменяя мягкое «тя» на «та», а также «тётка Тоня». Также встретили мы обращение к тёте – «боба», «бобка», этот термин был здесь распространён ещё в 80-е годы прошлого века.
Дяде, дядюшке говорят «дядя Толя», «дядька Паша». Племянников кличут «племяш», «племянка».
В большинстве семей родство ограничено двоюродными, в некоторых троюродными. Более дальнюю родню, так называемую «седьмую воду на киселе», у нас называют попросту «свои» или говорят, что «они нам по своим», не уточняя конкретное родство.
Неродных отца и мать называют «отчим» и «мачеха», детей мужа от первого брака называют «падчерица» и «пасынок».
Если бездетные родители берут ребёнка на воспитание, его у нас называют «приёмыш».
Когда молодая девушка и парень создают семью, они становятся мужем и женой, поначалу их называют «молодой» и «молодуха», а сами они ласково обращаются друг к другу «жёнушка», «муженёк», постепенно переходя на имена.
С годами появляются обращения «батько» и «матка», а затем и «дедко» с «бабкой». В разговоре с подругами жена называет мужа «хозяин», «мужик», иногда просто «мой», «сам», и совсем пренебрежительно «этот». Мужья называют жён «хозяйка», «супруга», встречается и грубое «баба». Если муж пришёл жить в дом жены, его называют «примаком». В старые времена это случалось редко, а такой мужчина не пользовался особым уважением в деревне. В настоящее время на такие случаи смотрят проще.
В последние годы острый на язык русский человек придумал новый шутливый термин – «двоюродный муж», это о тех, кто не состоит в официальном браке. Самая распространённая пословица о муже и жене: «Муж да жена – одна сатана».
Родители мужа становятся молодой жене свёкром и свекровью, а родители жены мужу – тестем и тёщей. Раньше их называли «богоданные родители», обращались к ним уважительно «мамаша» и «папаша». До сих пор в нашей местности молодые на второй день свадьбы просят у родителей разрешения называть их «папой» и «мамой». Как-то новоиспечённый свёкор после двухдневного торжества высказался: «Плохая свадьба, даже не спросились мамой-папой звать».
Родители жены и мужа становятся сватовьями. Молодой муж становится зятем как для родителей жены, так и для её братьев и сестёр. Если зять приходился ко двору, то его принимали как родного сына. Умные родители зятя не обижали, старались при встречах угостить его как следует.
Брат жены приходится шурином, «шуряком», а сестра жены – свояченицей. Мужчины женатые на родных сёстрах – свояки.
Молодая жена становится отцу мужа снохой, а матери и остальным членам семьи – невесткой. В нашей местности различия между снохой и невесткой нет, но термин «сноха» употребляется чаще.
Сестра мужа – золовка, а брат мужа – деверь. Обычно золовки недолюбливают жён своих братьев, отсюда и пословица: «Золовка – змеиная головка».
(Из исследовательской работы Фаины Ковалёвой, д. Батран, 2012 год)
С рождения ребёнка окружают самые близкие люди: мать и отец. Они внимательно присматриваются к младенцу, пытаясь найти в нём фамильные черты с каждой стороны. Растёт ребёнок, и постепенно расширяется круг его общения, в который постепенно входят бабушки и дедушки, братья и сёстры, тёти, дяди и их дети. В разных семьях приняты различные обращения родственников друг к другу.
Мать – главный человек в жизни, недаром русская пословица гласит: «Нет милей дружка, чем родная матушка». Мать называют «мамой», «мамочкой», «мамкой», часто встречается старинное «матушка» и современное «мамуля». Даже от молодых людей можно услышать: «Меня матушка сегодня гулять не отпускает». Редко, но всё-таки встречается грубое «матка» и резкое «мам». А вот слово «мамаша» сейчас чаще используется при обращении к посторонней пожилой женщине.
Отца называют «папой», «батей», причём обращение «папа» в деревнях появилось сравнительно недавно. Старожилы называли своих отцов «тятя», реже «батюшка», «папаша». Те, кто родились в конце 30-х, начале 40-х годов, своих отцов не помнят, они так и говорят: «Я рос без отца». В частушках чаще звучит обращение «батько»,«папаша»,«тятя».
К своим детям родители обращаются чаще всего по имени, а также к сыну –«сынок», «сынуля», «сыночек», к дочери – «доченька», «дочурка», «доча».
Маленькие дети вслед за словами «мама» и «папа» начинают лепетать «баба», «деда». А так как бабушек и дедушек по два, то очень скоро дети начинают добавлять имя «баба Настя», «дедо Ваня». Подросшие внуки называют своих бабушек ласково «баушка», «бабуля», «бабуся», а дедушек – «дедушко», «дедуля». А если сердятся, то тут же появляются «бабки» и «дедки». Если в семье есть прабабушки и прадедушки их называют просто «бабушка», «дедушка».
Внуков называют «внучок», «внучка», очень часто можно услышать обращение к девочке «внУка».
Если в семье несколько детей, они являются братьями и сёстрами, обращаются друг к другу «сестрёнка», «сестрица»; «братик», «братишка».
Если у родителей есть брат или сестра, то для детей они будут дядей или тетей, а те для них – племянники. Дети из семей родных братьев и сестёр будут двоюродными братьями и сестрами. В нашей местности тётю называют ещё «тётушкой», а обращаются к ней в сочетании с именем «тёта Нина», заменяя мягкое «тя» на «та», а также «тётка Тоня». Также встретили мы обращение к тёте – «боба», «бобка», этот термин был здесь распространён ещё в 80-е годы прошлого века.
Дяде, дядюшке говорят «дядя Толя», «дядька Паша». Племянников кличут «племяш», «племянка».
В большинстве семей родство ограничено двоюродными, в некоторых троюродными. Более дальнюю родню, так называемую «седьмую воду на киселе», у нас называют попросту «свои» или говорят, что «они нам по своим», не уточняя конкретное родство.
Неродных отца и мать называют «отчим» и «мачеха», детей мужа от первого брака называют «падчерица» и «пасынок».
Если бездетные родители берут ребёнка на воспитание, его у нас называют «приёмыш».
Когда молодая девушка и парень создают семью, они становятся мужем и женой, поначалу их называют «молодой» и «молодуха», а сами они ласково обращаются друг к другу «жёнушка», «муженёк», постепенно переходя на имена.
С годами появляются обращения «батько» и «матка», а затем и «дедко» с «бабкой». В разговоре с подругами жена называет мужа «хозяин», «мужик», иногда просто «мой», «сам», и совсем пренебрежительно «этот». Мужья называют жён «хозяйка», «супруга», встречается и грубое «баба». Если муж пришёл жить в дом жены, его называют «примаком». В старые времена это случалось редко, а такой мужчина не пользовался особым уважением в деревне. В настоящее время на такие случаи смотрят проще.
В последние годы острый на язык русский человек придумал новый шутливый термин – «двоюродный муж», это о тех, кто не состоит в официальном браке. Самая распространённая пословица о муже и жене: «Муж да жена – одна сатана».
Родители мужа становятся молодой жене свёкром и свекровью, а родители жены мужу – тестем и тёщей. Раньше их называли «богоданные родители», обращались к ним уважительно «мамаша» и «папаша». До сих пор в нашей местности молодые на второй день свадьбы просят у родителей разрешения называть их «папой» и «мамой». Как-то новоиспечённый свёкор после двухдневного торжества высказался: «Плохая свадьба, даже не спросились мамой-папой звать».
Родители жены и мужа становятся сватовьями. Молодой муж становится зятем как для родителей жены, так и для её братьев и сестёр. Если зять приходился ко двору, то его принимали как родного сына. Умные родители зятя не обижали, старались при встречах угостить его как следует.
Брат жены приходится шурином, «шуряком», а сестра жены – свояченицей. Мужчины женатые на родных сёстрах – свояки.
Молодая жена становится отцу мужа снохой, а матери и остальным членам семьи – невесткой. В нашей местности различия между снохой и невесткой нет, но термин «сноха» употребляется чаще.
Сестра мужа – золовка, а брат мужа – деверь. Обычно золовки недолюбливают жён своих братьев, отсюда и пословица: «Золовка – змеиная головка».
(Из исследовательской работы Фаины Ковалёвой, д. Батран, 2012 год)
В старину крепкими были в семьях религиозные связи.
Как положено по обряду, малыша крестили на 40-й день, у младенца появлялись крестный отец и крестная мать, иногда кто-то один из них. Оба крестных становились кумами между собой и по отношению к родителям крестника: он – кум, она – кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место.
В батранской местности к крёстным родителям обращаются «крёстный», «крёстная», «крёсна», встретились нам и такие обращения, как «кресная», «кресный», «креска» от уроженцев Белозерского района.
В старину крёстных называли «коко» и «кока», «кокушка», «божатко», «боже» и «божа». Кокушками часто звали бездетных тётушек, тогда как божатки – в основном женатые мужчины и замужние женщины. Встретились и другие варианты употребления слов «кока» и «божатка»: в д.Шорманга «кокой» приёмные дети называли свою мачеху, а в д.Ворсино – старшую сестру, в д.Афанасово – в одной семье «божатком» звали отца.
(Из исследовательской работы Фаины Ковалёвой, д. Батран, 2012 год)
Как положено по обряду, малыша крестили на 40-й день, у младенца появлялись крестный отец и крестная мать, иногда кто-то один из них. Оба крестных становились кумами между собой и по отношению к родителям крестника: он – кум, она – кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место.
В батранской местности к крёстным родителям обращаются «крёстный», «крёстная», «крёсна», встретились нам и такие обращения, как «кресная», «кресный», «креска» от уроженцев Белозерского района.
В старину крёстных называли «коко» и «кока», «кокушка», «божатко», «боже» и «божа». Кокушками часто звали бездетных тётушек, тогда как божатки – в основном женатые мужчины и замужние женщины. Встретились и другие варианты употребления слов «кока» и «божатка»: в д.Шорманга «кокой» приёмные дети называли свою мачеху, а в д.Ворсино – старшую сестру, в д.Афанасово – в одной семье «божатком» звали отца.
(Из исследовательской работы Фаины Ковалёвой, д. Батран, 2012 год)
РОЛЬ КРЕСТНЫХ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Крестные считались вторыми родителями, которые помогали воспитывать ребенка, а в случае смерти родителей, они должны были взять ребенка на воспитание. Поэтому в крестные брали людей очень близких и надежных, иногда это были родственники, иногда просто близкие люди. Желательно, чтобы крестные были моложе родителей.
«У "крестных" по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:
1. "Молитвенная". Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. "Вероучительная". Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. "Нравоучительная". На собственном примере показать малышу человеческие добродетели - любовь, доброту, милосердие, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином...
Основная идея крещения – это факт, что отныне крестные будут держать ответ за своих крестных детей, отныне и вовек. И долг их заключается не в дарении всевозможных подарков к первому дню рождения, к первому зубу или к школе.
Крестных в православии называют хранителями благочестия. Поэтому лишь глубоко верующий и благодетельный сможет стать достойным крестным.
Крещение – истинный праздник: священник одет в светлую ризу, символизирующую начало духовной жизни ребенка, и в белые же одежды одевают ребенка. И в этот миг очень просто забыть о великой миссии, которую на себя берут крестные. Но забывать о ней нельзя – ответ придется нести вам в любом случае.
Иерей храма Рождества Христова Иоанн Горев, который является настоятелем церкви Илии Пророка в деревне Батран рассказал как правильно выбрать крестных родителей:
«Крестные родители – это люди готовые и способные воспитать христианина. Крестные должны быть не только крещеными и верующими, но и способными учить, они ведь несут ответственность за спасение своих крестников. Если человек не причащался более пяти лет, он не может быть крестным. Крестным не может стать человек моложе 14 лет. Не стоит приглашать и пожилых людей или серьезно больных. Крёстные родители не могут быть мужем и женой».
Крестные родители – это не формальная «должность», а большая ответственность. И те, кто собираются стать ими должны ее осознавать.
Крестные считались вторыми родителями, которые помогали воспитывать ребенка, а в случае смерти родителей, они должны были взять ребенка на воспитание. Поэтому в крестные брали людей очень близких и надежных, иногда это были родственники, иногда просто близкие люди. Желательно, чтобы крестные были моложе родителей.
«У "крестных" по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:
1. "Молитвенная". Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. "Вероучительная". Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. "Нравоучительная". На собственном примере показать малышу человеческие добродетели - любовь, доброту, милосердие, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином...
Основная идея крещения – это факт, что отныне крестные будут держать ответ за своих крестных детей, отныне и вовек. И долг их заключается не в дарении всевозможных подарков к первому дню рождения, к первому зубу или к школе.
Крестных в православии называют хранителями благочестия. Поэтому лишь глубоко верующий и благодетельный сможет стать достойным крестным.
Крещение – истинный праздник: священник одет в светлую ризу, символизирующую начало духовной жизни ребенка, и в белые же одежды одевают ребенка. И в этот миг очень просто забыть о великой миссии, которую на себя берут крестные. Но забывать о ней нельзя – ответ придется нести вам в любом случае.
Иерей храма Рождества Христова Иоанн Горев, который является настоятелем церкви Илии Пророка в деревне Батран рассказал как правильно выбрать крестных родителей:
«Крестные родители – это люди готовые и способные воспитать христианина. Крестные должны быть не только крещеными и верующими, но и способными учить, они ведь несут ответственность за спасение своих крестников. Если человек не причащался более пяти лет, он не может быть крестным. Крестным не может стать человек моложе 14 лет. Не стоит приглашать и пожилых людей или серьезно больных. Крёстные родители не могут быть мужем и женой».
Крестные родители – это не формальная «должность», а большая ответственность. И те, кто собираются стать ими должны ее осознавать.
Интересный обычай бытовал раньше в крестьянской среде - обычай устраивать "помочи".
Работы у крестьянина много, а нанимать работников - обойдется дорого. Вот и зовет хозяин помочь. Обычно помочи устраивались в воскресенье или в праздник, так как в будень, особенно в горячую рабочую пору, и своей работы хватит. А в праздник не прочь подсобить соседу, особенно если предвидится обильное угощение.
От бедного человека большого угощения не требовали, к нему шли, чтобы помочь или как говорили "Бога для".
Помочи собирали не ради экономии, а ради того, чтобы покончить с работой в срок.
К помочи любили прибегать священники. "Отказать попу неловко". Отсюда и пошла поговорка "угостили, как у попа на помочи".
Крестьяне ухитряются сделать помочи "задешево". Так, например, в праздник экономнее потчуют своих гостей, чтобы припасти бочонок пива или же делают помочи на следующий день после праздника.
Почти все помочи устраиваются с угощением, исключение составляют помочи после пожара или других больших несчастий. На такие помочи приходят и родственники из соседних деревней.
(По материалам "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева)
Работы у крестьянина много, а нанимать работников - обойдется дорого. Вот и зовет хозяин помочь. Обычно помочи устраивались в воскресенье или в праздник, так как в будень, особенно в горячую рабочую пору, и своей работы хватит. А в праздник не прочь подсобить соседу, особенно если предвидится обильное угощение.
От бедного человека большого угощения не требовали, к нему шли, чтобы помочь или как говорили "Бога для".
Помочи собирали не ради экономии, а ради того, чтобы покончить с работой в срок.
К помочи любили прибегать священники. "Отказать попу неловко". Отсюда и пошла поговорка "угостили, как у попа на помочи".
Крестьяне ухитряются сделать помочи "задешево". Так, например, в праздник экономнее потчуют своих гостей, чтобы припасти бочонок пива или же делают помочи на следующий день после праздника.
Почти все помочи устраиваются с угощением, исключение составляют помочи после пожара или других больших несчастий. На такие помочи приходят и родственники из соседних деревней.
(По материалам "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева)