МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Череповецкая земля богата святыми местами, святыми источниками, святыми людьми.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В ДЕРЕВНЕ МИХАЙЛОВСКОЕ
Жители д. Михайловское и с. Щетинское вспоминают и рассказывают легенду об этом месте: «Давно-давно на пригорке стояла небольшая часовенка. Со временем она стала разрушаться. Жители решили её разломать, а вместо неё построить церковь. Даже икону сюда принесли. Но святой образ украли жители соседней деревни и поставили церковь у себя. А часовенку всё-таки пришлось разобрать. Когда стали снимать крест, он упал и воткнулся в землю. Оттуда сразу же забила вода. «Это святая вода!» – решили старушки. С тех пор постоянно ходили они за водой, просили Бога о помощи, привязывая на ветки деревьев ленточки, тряпочки».
По мнению других жителей, не крест упал, а сама часовня «ушла» под землю. На месте, где она стояла, образовался родник. «Ключик – зыбунок» стали называть его. Место вокруг родника болотистое, топкое.
Первоначально на месте родника была небольшая лужица, фонтанчик в центре так и бил, потом кто-то из местных жителей обложил его камешками. Но он никогда не пересыхал. В жаркое лето, когда колодцы иссякали, живительный родник давал воду. А вода в нём очень вкусная, холодная в любое время года, а во время кипячения не образует накипи. Недавно провели экспертизу воды, специалисты выявили, что в ней не содержится никаких примесей, вода идеальна для питья.
Память людская хранит различные истории, связанные с родником. Нам рассказали, что вода имеет лечебные свойства. Одна из жительниц деревни Новинка Нина сильно заболела. Еле ноги передвигала. Врачи отказались её лечить. А она ходила на родник, умывалась, брала водичку для питья. Целебная вода помогла девушке. Нина поправилась, дожила до глубокой старости.
В 1996 году на сходе жителей по инициативе Г. А. Левиной, Т. Красильниковой, Т. Розановой было принято решение обновить родник. С предпринимателем заключили договор на поставку пиломатериалов. А работы производили уроженцы близлежащих деревень. Н. Горячев «одел» родник в металлическую оболочку. Н. Зеляков выполнил все работы по дереву, ему помогали А. Красильников, Ю. Розанов. Их жены облагородили территорию вокруг, посадив рассаду цветов.
19 августа – Яблочный Спас – престольный праздник д. Михайловское. В этот день в 2007 году отец Владимир (Беляев) освятил источник.
Деревня Михайловское уникальна ещё и тем, что в ней и вокруг располагаются ещё несколько родников (насчитали 12–14 источников). У каждого хозяева сделали обрубец (сруб), сверху прикрывают листом железа. Незнающему человеку трудно найти роднички, особенно в зимнее время, а местные жители их легко находят даже под снегом. Отодвинут крышку, а там чистая вода!

(По материалам исследовательской работы 2010 года Кочнева Олега, д.Музга)
В окрестностях Батрана очень много родников.
✅💦Ближайший святой источник находится между деревнями Бавленское и Долгуша. Воду из этого родника возили в церковь Богоявления Господня в д. Козохта. А деревня Бавленское, по воспоминаниям старожилов, называлась Богоявленское.
✅💦За святой водой в Крещенье все ходили на Афанасовский родник, который находится в южной части деревни. В полночь у источника ещё несколько лет назад собиралось до 20 человек.
✅💦Одним из водных объектов, которых людская молва наделяет сверхъестественной силой, является Сильный ручей. Он протекает на севере от деревни Покровское, примерно в одном километре, с запада на восток. Рассказывают, что когда-то он был очень полноводным и сильно шумел.
💦Протекает ручей между двумя деревнями, Покровское и Минино. В деревне Минино стояла церковь, которая в 1932 году была закрыта. Церковь называлась Григорово-на-Югу, в ней был один престол – Покрова Божьей Матери. Сейчас на этом месте стоит Поклонный крест. Существует легенда, что в Сильном ручье утопили попа из этой церкви. С тех пор ручей приобрёл нехорошую славу, по ночам у него иногда видели блуждающую фигуру в белом. Многие старались обходить ручей стороной.
💦Вера Павловна Малышева, вспоминала, что лет 50 назад она в тех местах косила траву и увидела незнакомого мужчину. Она была на полянке совершенно одна и очень испугалась, когда он появился откуда-то из-за кустов. Что ему надо было там, она не знает. Он сказал, чтобы она никому не говорила о том, что она его видела, и даже пригрозил. А потом добавил, что он сын священника Мининской церкви. Мужчина развернулся и опять исчез в кустах. Тогда бабушка очень испугалась и больше одна в те места не ходила.
💦В настоящее время у ручья происходят странные вещи. Ирина Александровна Малышева, рассказала мне, что когда с детьми из школьного лагеря отправились в велопоход, в ручье помыли велосипеды она и Илья Запевалов, через несколько минут с обоих велосипедов свалились цепи. В другой раз они пошли на Мининские курганы и остановились у ручья попить, только наклонились к воде, как на них упало дерево.
💦Любовь Александровна Белова рассказала, что когда они с сыном ехали на кладбище в Минино, то у ручья заглох мотоцикл, и внезапно началась сильная гроза. Им пришлось вернуться. Многие мотоциклисты говорят о том, что в этом месте мотоциклы часто глохнут.
💦Летом 2004 года у Хрусталёва Ильи угнали мотоцикл, а утром его обнаружили у Сильного ручья. Видимо, хулиганы на угнанном мотоцикле поехали в деревню Минино, а на ручье, как всегда, мотор заглох.
Может, это всё просто совпадения, но легенда не могла возникнуть на пустом месте.
💦 Татьяна Геннадьевна Смирнова рассказала нам такую историю. Она жила в д. Минино. Её будущий муж поздно вечером возвращался от неё домой в д. Шелково, у Сильного ручья споткнулся, упал и крепко выругался. Встал, отряхнулся, два шага шагнул – снова упал и произнёс: «О, Господи!» И тут учлышал голос: «Понял, теперь?» Дальше он бежал бегом.
💦Сама Татьяна Геннадьевна, уже живя в Батране, ходила к родителям в Минино. У ручья, когда поднималась в горку, ей показалось, что кто-то тянет её обратно за хлястик пальто. Думала, что кто-то её догнал. Обернулась – никого. Пошла дальше – опять её кто-то тянет. С тех пор она одна не ходит через Сильный ручей.
(Из исследовательской работы "Верования людей, связанные с природными объектами", п. Батран, 2010 год, рук. Белова Любовь Александровна)
Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский

Родился 28.08.1834 г. в в семье псаломщика желобовской Троицкой церкви с. Желоби Белозерского уезда Новгородской губернии, ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области.
Окончил Белозерское Духовное Училище, Новгородскую Духовную Семинарию. В 1855 году как лучший ученик Александр Желобовский был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра богословия.
17 сентября 1859 года по благословению протопресвитера В. Б.Бажанова рукоположен во иерея.
В 1883 г., после кончины протопресвитера Бажанова, Желобовский приступил к обязанностям главного священника гвардии и гренадер.
26 марта 1888 г., после кончины протоиерея П. Е. Покровского, был утвержден в должности главного священника гвардии, гренадер, армии и флота как «достойнейший из представителей военного духовенства».
Протопресвитер Александр Желобовский успешно занимался церковно-административной, просветительной и благотворительной деятельностью. В ведении протопресвитера находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям.
А.А. Желобовский помогал открытию братств при военных церквах, был в числе основателей и благотворителей братства Христа Спасителя при казанской военно-кремлевской церкви, являлся почетным членом Новочеркасского братства в память Александра III. С 1900 г. Александр Желобовский был членом особой комиссии при Главном штабе для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд и поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, под председательством гр. В. С. Татищева.
Желобовский входил в Совет детских приютов, был членом Общества попечения о бедных и больных детях, Общества попечения о воспитании детей артиллерийских офицеров, Благотворительного общества при церкви морского госпиталя.
А.А. Желобовский финансировал сооружение каменных зданий на родине: построил церковноприходскую школу в Белозерском уезде Новгородской губернии (на протяжении 30 лет А. Желобовский являлся ее попечителем), в 1900 г. учредил приют-богадельню для престарелых, увечных, неизлечимо больных и сирот прихода в память своих родителей Алексия и Евдокии. Желобовский выделил капитал на обеспечение школы и приюта, устроил при них библиотеки. В 1906 г. отремонтировал приходскую Троицкую церковь, где служил его отец, снабдил утварью, начал строительство колокольни, построил дом для причта и сторожа.
Протопресвитер Александр Желобовский был известен как законоучитель и проповедник. Он отличался простотой и корректностью в общении с людьми, необыкновенным трудолюбием, был награжден наперсным крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Величества (1895), орденами св. Анны 3 степеней, св. Владимира 4 степеней (1909, 1-я степень — единственное пожалование священнику), св. Александра Невского (1900) и бриллиантовыми знаками к нему.
Умер 29.04. 1910 г. в г. Санкт-Петербурге.
По завещанию тело протопресвитера Александра Желобовского было доставлено на родину с остановкой в Филиппо-Ирапской Свято-троицкой пустыни. 3 мая 1910 г. протопресвитер Александр Желобовский был погребен рядом с могилами родителей у приходского храма в деревне Петропочинок Череповецкого района Вологодской области.

Преподобный Сергий Шухтовский (в миру — Стефан) был схимонахом Шухтовского монастыря, расположенного в местечке Шухтово (ныне с. Покров Череповецкого района, в 50 километрах от города Череповца). Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в надписи на его гробнице, находившейся в ныне разрушенном Троицком храме села Покровское, которое сейчас именуется Покров.
Жизнь преподобного Сергия являет собой особый вид подвижничества – странничество, когда подвижник путешествуя пешком по святым местам навыкает молитве, преодолевает трудности связанные с терпением зноя и холода, недостатка и грубости пищи, встречи с всевозможными опасностями от лихих людей, а так же борясь с унынием от долгого и трудного пути, упражняясь в терпении и мужестве. Странник на Руси, это богомолец, навыкший в добродетелях мудрец. Преподобный Сергий во время своих странствий обучался иноческому деланию во многих монастырях православного мира, беседовал с подвижниками веры и благочестия, по всей видимости нашел для себя образец монашеской жизни, который и старался воплотить в пустыни Русского Севера.
✅Достоверно не известно пришел ли преподобный Сергий в уже существующий монастырь на реке Шухтовке или же он был основателем оного. Известно, что преподобный был игуменом монастыря, о чем свидетельствует древняя копия, игуменского посоха хранящегося в Череповецком музее. Сам посох был усердными богомольцами по щепкам унесен по домам.
✅Накладки, бывшие на раке преподобного Сергия Шухтовского, хранятся ныне в Череповецком музейном объединении г.Череповца.
✅Шухтовский Покровский монастырь просуществовал не долго. После кончины преподобного, последовавшей в 1609 году, в Смутное время, когда Русский Север разорялся лихоимцами, многие монастыри перестали существовать в следствии множественных разорений и пожаров, среди них был и Шухтовский монастырь. Известно, что после завершения бедствий, принесенных смутным временем, в 1618 году на месте упокоения преподобного Сергия был построен деревянный Троицкий храм. В перепесной книге 1678-1679 годов сведения о Покровском монастыре отсутствуют. Позже на месте монастыря были построены два каменных храма, Покровский и склад. В 1960-1970 годы храмы стали местными жителями разбираться на кирпичи и к 2000 году от них практически ничего не осталось. В 2009 на фундаменте Троицкого храма, где, по преданию, находится захоронение преподобного Сергия был построен небольшой Покровский храм.
✅С именем преподобного Сергия Шухтовского связанно еще два места паломничества верующих, расположенные рядом с селом Покров – это святой камень и источник преподобного Сергия.
✅В двухстах метрах от села Покров в направлении деревни Никола находится камень преподобного к которому, как утверждает народная молва, святой Сергий ходил для отдохновения.
✅В нескольких метрах от камня, в лесу, расположен источник преподобного Сергия Шухтовского.
✅На территории Череповецкого района в поселке Суда находится единственный в мире храм посвященный преподобному Сергию Шухтовскому.
(Подготовлено по материалам Православной энциклопедии http://kanonizacia.cerkov.ru/protopresviter-aleksandr..)
 
Возле деревни Фролово, там где раньше был хутор Шиловка, находится источник Святого Пантелеймона. Раньше на этом месте стола деревянная часовня в честь святого, а рядом в роще стояла каменная церковь. А в деревне Фролово Пантелеймонов день был заветным праздником.
Старожили рассказывали историю праздника и источника: "больному мужчине приснился сон, что надо найти колодец Пантелеймону-целителю. Идти к нему нужно пешком (к источнику пешком надо ходить, трудиться надо ради Господа - везде пешком ходить).Он пошел, нашел колодец и вылечился". С тех пор каждый год 9 августа собирались к источнику люди из д. Фролово и других окрестных деревень.
Возле родника было сделано 2 купели: "мужская" и женская". В них крестили детей, купались люди, прося избавления от болезней. Мужчинам нельзя было купаться в женской купели, а женщинам в мужской.
Вначале на источнике нужно помолится Богу. Если батюшка не мог приехать, то служили службу мирским чином: пели тропари Господу, а затем Св. Пантелеймону. "Сначала надо Господа позвать - он главный".
После молебна шли на колодец за святой водой, набирали в чистую посуду. Этой водой пользовались весь год, могли лить в обычную воду и она вся становилась святой, "ее капля море святит".
У колодца умывались со словами: "Святой Пантелеймоне Исцелитель, исцели все скорби и горести" или "Спаси, сохрани (имя), дай Бог здоровья на долгие годы". Люди говорили: святой источник - это "вечный молебен".
(Подготовлено по материалам МУК ЧМР "МЦТНК")