МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Центры традиционной народной культуры, созданные во многих районах Вологодской области, ведут большую работы по восстановлению народной бытовой культуры, в т.ч. и народной кухни.

Сведения о народной культуре питания собираются в этнографических экспедициях. Эта информация не просто записывается и оседает в архивах, весь процесс приготовления традиционных блюд воссоздается с этнографической точностью. Также реконструируются и обряды, связанные с традиционной едой.

Не является исключением и Череповецкий районный центр традиционной народной культуры, где ведется большая работа по изучению народной кухни села Воскресенского (Ёрги). Можно сказать, что в Центре к традиционной пище подходят серьезно, по-научному.

Самобытным обрядовым угощением является выпечка «Кулики», которую для нас готовит Анна Александровна Прохорова, специалист Череповецкого районного центра традиционной народной культуры.

А о традиции выпекания обрядового печенья мы сможем узнать из исследования участницы детских фольклорно-этнографических экспедиций Елизаветы Ромичевой, опубликованного в 2014 году в сборнике детских исследовательских работ по фольклору и этнографии. по материалам районной заочной викторины «Живая старина»:

«Обряд выпекания весной птиц известен с давних времен и восходит к празднику встречи весны. Астрономическое начало весны по современному календарю падает на 22 марта - день весеннего равноденствия. Когда-то с этого времени начинался новый год. Сроки праздника встречи весны не вполне устойчивы. Праздник приходился то на Сороки - 22 марта, то на Благовещенье - 7 апреля, то на Евдокию - 14 марта. В один из этих дней весну кликали, заклинали, пытались путем обрядов вызвать ее возвращение, не исключали возможности, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. Чтобы этого не произошло, весну призывали.

Считалось, что весну приносят на своих крыльях птицы, поэтому пелись заклички - заклинательные песни, в которых призывали птиц, и пеклось обрядовое печенье, изображающее птицу. Называлось такое печенье по-разному: «Жаворонки», «Кулики», «Птушки». Я буду называть его «Кулики», так называет его моя бабушка Евфалия Александровна Дубровина. От нее я училась печь «Куликов».

Пекли «Куликов» чаще всего из ржаной муки. «Раньше в деревне мука-то ржаная была». Для выпечки замешивали пресное тесто, добавляя в него, по воспоминаниям моей бабушки, «соли, масла растительного да сахару немного». Из теста скатывали не очень толстый жгут, от него отрезали «туловище», длиной около 4 см, из одного конца которого формировали голову и клюв. Сверху поперёк «туловища» прилепляли такой же жгут – «крылья».

В записях Череповецкого центра традиционной народной культуры, есть сведения, что тесто могло быть дрожжевым. Капитолина Ивановна Иванова рассказывает: «Тесто ходалое было, и яйца в него добавляли, и молока, что Благовещенье — розрешонный день». Капитолина Ивановна учила делать «Куликов» таким способом: из теста делали жгут, завязывали его узлом, из одного конца формировали голову и вытягивали небольшой клюв, на другом конце делали несколько надрезов — хвост. «Куликов» пекли без крыльев. Птичкам могли делать глазки: «По изюминке вставят — вот и глазки», «Глазки из черники сухой сделают» (К.И. Иванова). Иногда птичек делали с ножками. Для того, чтобы ножки держались, «птичек» обваривали в кипятке. Пекли «Куликов» в печке.

Готовых птичек давали ребятишкам: «Для робятишек делали, они с ними на улицу бежали», — вспоминает Капитолина Ивановна. Бабушка рассказывала, что бегала с птичками на огород, а там съедала.

В записях ЦТНК, сделанных в Мяксинском с/с Череповецкого р-на, есть информация, что на огород бегали в Средокрестие, там съедали крестики и пели закличку: «Христов день на гору, говинье под гору». В книге Владимира Яковлевича Проппа в главе, посвященной встрече весны, я прочитала, что когда-то еда «представлялась не только как средство насыщения, но и как акт приобщения себя и своего хозяйства, к тем силам, которые приписывались съедаемым блюдам». Съедая птичек на огороде, крестьяне верили, что этим они обеспечат себе хороший урожай. В Ягнинском с/с Череповецкого р-на птичек скармливали коровам, чтобы они летом не слушали жаворонков, а ели траву».

Вот такое интересное исследование. А мы готовим "кУлики" и закликаем солнышко! (https://www.youtube.com/watc h?v=hYMHl19P…).