МУК ЧМР «МЦТНК»
Муниципальное учреждение культуры Череповецкого муниципального района «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»
8 (8202) 66-32-90
Вологодская область, Череповецкий район,
с.Воскресенское, ул. Советская, д. 31
пн-пт с 8:00 до 17:00
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Это совместный труд учениц 8 класса МОУ «Домозеровская школа» Чезловой Ангелины и Игнатьевой Вероники (Руководитель - Чезлова Светлана Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «Домозеровская школа»)

Годы стремительно бегут вперед с каждым днем, отделяя нас от прошлого. Что-то забывается, теряется, становится неважным. Но есть вещи, которые забыть, стереть из своей памяти мы не можем, да и не имеем права на это.
Прошел великий праздник – 75-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Весь народ достойно встретил это знаменательное событие в жизни нашей Родины.
В преддверии Дня Победы самые теплые поздравления получили дети войны, проживающие в деревнях Починок и Рослино от учащихся и педагогов МОУ «Домозеровская школа».
Война и дети – эти понятия несовместимы. Какое оно военное детство? Как жили, о чём мечтали, чем занимались наши сверстники в годы войны? Нам стало интересно. Мы побывали в гостях и записали воспоминания у наших односельчанок, которые родились до или во время войны. Сейчас это пожилые люди. Они вспоминали трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не станет. Мы с большим уважением и заботой должны относиться к этим людям.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года на территории Вологодской области не велось широкомасштабных боевых операций, не свирепствовал жестокий оккупационный режим. Несмотря на это, область потеряла более 220 тысяч мирных граждан. Непосильные для женщин, стариков и подростков условия труда, бесконечные мобилизации на лесозаготовки, торфопредприятия и оборонные работы, спровоцированные военным временем болезни и эпидемии - все это привело к тому, что уже в 1942 году смертность превысила рождаемость в пять раз.[1]
Невзгоды и лишения выпали на долю и детей. По рассказам бабушек жили трудно, голодали. Ели крапиву, лебеду, пестыши, мох, крапиву, дудки, хвощ, даже гнилую, мороженную картошку и ее очистки, собирали колоски. Лисакова Антонина Петровна рассказывает: «Война далась семье трудно. В семье было 5 детей. Во время войны был сильный голод. Все было променяно на еду. Меняли одежду и на картошку, и на свеклу, и на все остальное. Летом собирали грибы, ягоды. Продуктов питания не было, даже соли и спичек. Питалась колосками, опестышами, белым мхом, картошкой, варили крапиву. Все дети ждали прихода мамы. Она приходила, и варила покушать. Только после того, как их всех позовет мама, все шли кушать»[2]. Сельские жители питались с огородов, выращивали птицу и домашний скот. Но еды все равно не хватало, так как сельскохозяйственные продукты от своего хозяйства в обязательном порядке сдавались колхозам по установленной норме. Из воспоминаний Новиковой Надежды Александровны: «Мама работала в лесу, на заготовке леса. Держали корову, куриц, но самим доставалось немного, надо было сдавать в колхоз молоко, яйца, мясо, шерсть. У нас мяса не было, разрешили сдавать луком и чесноком. Подспорьем был огород: выращивали картошку, капусту. Весной и летом ели хвощ полевой и всякую траву. Помню как мать, уходя в магазин наказывала нам сидеть дома и не баловаться. Сначала мы сидели тихо, потом играли, а потом встанем у окна, и ждем ее. Если мама идет и плачет, значит хлеба не досталось, а если махает рукой, то мы радуемся, значит живем».[3] Настоящей кормилицей была корова, которая давала очень вкусное молоко, творог. Но если она умирала, то это было горем для семьи. [4]
Одежду никто не покупал, донашивали что было, обноски. Шили вручную. Носили обувь, которая еще доставалась от родителей. Летом ходили босиком. Зимой возили сушняк, по вечерам топили русскую печку, и на ней грелись и спали. «Одежды не было. До детского дома ничего не было, я не носила даже чулков. Было просто наброшено платьишко. Зимой сидели на печках, никуда не бегали. Девчонки, которые были постарше, они были одеты и ходили в школу. Ходили туда, пока не выпадет снег, так как бегали босиком. Старшая сестра мне рассказывала: «Сижу на уроке, и вижу, снег выпадает. А я босиком, вот и отучилась, пришлось домой босиком бежать 3 километра [5]», - рассказывает Рогозина Тамара Дмитриевна.
Несмотря на войну, школы продолжали работать. Школьной формы, тетрадей, ручек не было, карандашей не хватало, дети писали на газетах. Преподавали русский язык, математику, черчение и другие предметы. Столовой не было и дополнительных пайков не выдавали. Еду брали с собой: кто картошину, кто морковку. В школу ходили и дети из детского дома, у которых не было родителей.. Электрических ламп не было. Уроки готовили при лучине. Общались со сверстниками, жили дружно.
Во время войны дети оставались детьми: бегали, баловались, играли в прятки, лапту, догонялки, прыгали на скакалках, играли в войнушку, пекли конфетки из глины, вырезали кукол из бумаги, из нее же вырезали и одежду. Зимой катались на лыжах. Новикова Надежда Александровна вспоминает: «Весной по лужам любили пускать кораблики. Замерзнем, но все равно бегаем. По звуку определяли, какой в небе самолет летит: наш или немецкий. Если наш, то мы руки поднимем и машем» [6]
В деревне люди с детства были приучены к физическому труду, но все равно было очень тяжело, ведь работали дети, наравне со взрослыми. Так, Ваганова Аполлинария Ивановна, ветеран, труженик тыла, работала с 13 лет в колхозе, помогала заготавливать силос, доила коров. За смену надо было вдвоем 12 коров подоить. За работу получали трудодни, на которые причитались продукты в зависимости от того, сколько колхоз выполнит план. Чтобы заработать дополнительные трудодни, принимали в доме молоко. Аполлинарии Ивановне на начало войны было 11 лет. Мама умерла накануне войны 8 июня, отец с первых дней ушел на фронт, воевал под Москвой, лхранял железную дорогу. Младшему брату Ванюшке было месяц-два, приходилось и за ним присматривать. С ними жила тетя (сестра мамы). Она была слепой. Старший брат Павел воевал, дошел до Берлина. В деревне ходили голодные беженцы с детьми, просились переночевать. Им тоже помогали.[7]
Было трудное время, поэтому дети помогали взрослым на свинарниках, фермах. Лисаков А.П. вспоминает: «… то в лес ходили 2 раза, то нужно дров и воды принести. Пасли овец, после чего надо было их обстричь. Кто был постарше, те вязали рукавицы, носки. Когда родители уезжали, то дети оставались с бабушкой. Они пасли коров в ночь, поэтому рано с утра нужно сходить за коровами и всех пригнать домой. Старшая сестра окончила всего 4 класса и сразу пошла работать дояркой» [8]. «Помню хорошо, -говорит Новикова Н.А., - как в 4 года уже оставляли нянькой, так как в сентябре 1941 г. родилась сестра, а я была старшей.» [9]. Паутова В.А.: «Дети помогали своим родителям и взрослым. Многие после школы бежали помогать им: теребили лен, сушили зерно. Так же многие дети подрабатывали. На тот момент делали новую дорогу и дети возили камни, помогали делать ее».[10]

В семьи приходили с фронта похоронки. Болели и умирали дети. Халявина Л.И рассказывает: «Спали на полу, на матрасах, которые заполняли соломой. Когда мне было 6 лет, видела страдания своего брата, у которого было воспаление легких. Вскоре от голода погибли 3 детей, а я болела рахитом. Лежала в больнице. Койки были железные, провалившиеся до пола. Рядом лежал мальчик, которому оторвало ноги».[11] Гудкова З.М. вспоминает: «Детей в семье было трое, но я осталась одна. Сестра умерла, когда ей было 4 года. Её оставили с няней. Няня обожгла язык кашей и она стала немой. Братик умер прямо у меня на руках, когда ему было 1,5 года. Оба, и сестра и брат умерли от воспаления лёгких». [12]
Война вошла в каждый дом сразу, с первых дней: почти все мужчины были призваны на фронт, многим из которых так и не суждено было вернуться домой, а вместо них помощниками становились мальчики и девочки, несмотря на нужду, лишения и голод.

Наши бабушки и дедушки, чьё детство выпало на 41-45 годы прошлого века, в полной мере испытали на себе трудности военного времени . Голод, холод и другие лишения знакомы им не понаслышке. Они рано стали взрослыми, увидели горе матерей. Благодаря им были восстановлены колхозы и фабрики, отстроены города и села. В будущих своих семьях им удалось сохранить ценности любви, дружбы, трудолюбия. Мы хотим сказать слова благодарности детям войны!!!

Эта работа пополнит фонды Комната Боевой славы и кабинета истории Домозеровской школы, где планируется создать новый информационный стенд «Дети войны – дети Победы».

1 История Вологодского края XX – началаXXI века: учебное пособие для учащихся 8-9 классов.- Вологда: Учебная литература, 2009, стр. 174
2 Воспоминания Лисаковой А.П., 1939 года рождения
3 Воспоминания Новиковой Н.А., 1939 года рождения
4 Воспоминания Халявиной Л.И., 1939 года рождения
5 Воспоминания Рогозиной Т.Д., 1940 года рождения
6 Воспоминания Рогозиной Т.Д., 1940 года рождения
7 Воспоминания Вагановой А.И., 1931 года рождения
8 Воспоминания Лисаковой А.П., 1939 года рождения
9 Воспоминания Новиковой Н.А., 1939 года рождения
10 Воспоминания Паутовой В.А., 1938 года рождения
11 Воспоминания Халявиной Л.И., 1939 года рождения
12 Воспоминания Гудковой З.М., 1941 года рождения